У Геннадия Зюганова внезапно развилась геронтофобия.
Компартия снова оказалась в водовороте различных пиаровских акций и контракций. В Госдуме опять идут разговоры о непреодолимых разногласиях внутри руководства левых сил, о приближающемся расколе НПСР и самой партии коммунистов. Утверждают, в частности, что партийные низы хотят сменить лидеров на более дееспособных и требуют от верхов проводить гибкую политику и искать союзников в идеологически чуждых верным ленинцам сферах. Клубок разноплановых операций вокруг партии Зюганова настолько туго переплетен, что уже невозможно разобраться, где начинается одна интрига и где заканчивается другая. Где пропаганда, а где провокация.
Лидер группы "Народный депутат" Геннадий Райков вчера сообщил о том, что, по его сведениям, на ноябрьском пленуме ЦК КПРФ часть региональных партийных организаций поставит вопрос об отставке Геннадия Зюганова и некоторых других руководителей. Потому что они, дескать, завели партию в тупик. Если этой здравой части КПРФ не удастся добиться своего, то, отметил Райков, она может пойти по пути создания собственной структуры. Но, хотя глава "нардепов" утверждает, что такие сведения получены им от самых авторитетных членов президиума ЦК КПРФ, назвать их имена он отказался, чтобы "не подставлять людей раньше времени".
При этом Райков дал понять, что отделение левоцентристского крыла КПРФ может пойти на пользу его собственной Народной партии, поскольку тогда их предвыборное объединение вполне возможно.
Заявления Райкова совпали с развитием другой ситуации, связанной с попытками Александра Проханова убедить своих коллег по Народно-патриотическому союзу России пойти на альянс с Борисом Березовским и его политическими инвестициями. И хотя Геннадий Зюганов подобное предложение отверг, это не помешало Геннадию Селезневу пригрозить выходом из НПСР его собственного движения "Россия". Впрочем, и представители всех центристских фракций Думы выступили с осуждением желания коммунистов взять, как они выражались, "грязные деньги" Березовского.
Наконец, вчера стали известны приблизительные контуры еще одной интриги, разворачивающейся на этот раз уже внутри руководства КПРФ. Как уверяют близкие к нему источники "НГ", Зюганов инициирует идею о возрастном цензе для руководящего состава партии, которую уже на пленуме 26 октября должны поддержать как раз те несколько членов ЦК партии, которым уже за шестьдесят. Смысл инициативы состоит в том, что начальники старше 1940 года рождения должны сами сложить свои полномочия, чтобы открыть дорогу молодым. Второй человек в партии Валентин Купцов, например, родился в 1937 году и, стало быть, подпадает под кампанию по омоложению. А вот Геннадий Зюганов - 1944 года рождения, - естественно, нет.
Не исключено, правда, что таким образом Зюганов решил довести до логического конца внутрипартийный переворот, начавшийся еще весной по поводу отставки, а затем и исключения из КПРФ Селезнева. Ведь многие коммунисты утверждают, что именно Купцов является подлинным вожаком партии. Так что Зюганов просто пытается под шумок избавиться от опасного соперника. Но и Купцов, в свою очередь, затевает контринтригу, направленную против Зюганова и его сторонников. Им ставится в вину, в частности, полная неспособность сохранить влияние партии на прежнем высоком уровне.
Но коммунисты сообщают и еще об одном мероприятии - о пиаровской акции, которую они успешно проводят вслед за скандалом вокруг отмены референдума. Как заявил корреспонденту "НГ" один из лидеров думской фракции КПРФ, левые сами не ожидали того оглушительного успеха, который их постиг. Они рассчитывали лишь на то, что власть референдум постарается замолчать и тихо задавить, а вместо этого она предоставила коммунистам максимально возможную рекламу. При этом он намекнул, что именно КПРФ по своим каналам "слила" в кремлевскую администрацию информацию о возможном расколе в партии. И теперь коммунисты радуются такой скорой и правильной реакции в Думе, рассчитывая на то, что под мощным внешним давлением реальные внутрипартийные разногласия на поверхность не вылезут.
Если же суммировать все слухи, заявления и факты, то можно сделать вывод, что и Кремль, и коммунисты занялись игрой, чрезвычайно выгодной им обоим. Как правило, "спецоперации", проводимые властью против КПРФ как грозной политической силы, приводят лишь к тому, что парламентские выборы приобретают четкую черно-белую или, если формулировать более политкорректно, красно-белую окраску. В результате и "партия власти", и главная оппозиция имеют возможность собрать дополнительные голоса за счет тех партий, которым в подобной палитре места не находится. Вполне возможно, что коммунисты сегодня действительно провоцируют Кремль на проведение против себя различных пропагандистских кампаний. Однако не менее вероятно и то, что Кремль тоже намеренно играет на обострение, надеясь, что и в 2003, и 2004 годах он победит даже весьма "подросших" левых за счет административного и медийного ресурсов.