Наше правительство в который раз всерьез озаботилось созданием цивилизованного рынка аудио- и видеопродукции. Утверждается, что, как только мы изведем контрафактные видеокассеты, аудиокомпакты, DVD-диски, к нам хлынут западные инвесторы, которые сегодня нашего пиратского рынка чураются, и вот тогда мы заживем. Напоминается тем, кто еще не в курсе, что на многочисленных лотках продают нам "кривую" продукцию очень нехорошие люди - те же, что распространяют наркотики, оружие и контролируют проституцию.
Возможно, корреспондент "НГ" покажется кому-то неблагонамеренным и безнравственным, но аплодировать этой новации он почему-то совсем не хочет. Больше того скажем: ему, если честно, совершенно плевать на моральные устои продавцов и их боссов, тем более что он не уверен в их причастности к наркокартелям. И единственное, на что он надеется, так это на то, что, как всегда, из этой затеи у правительства ничего не получится. Причем вот беда - преследует он совершенно шкурные интересы: не хочет за почти одно и то же вместо двух-трех долларов платить 10-15.
И очень опасается даже не этого, а другого. В конце концов без музыки и кино можно бы как-то и обойтись - как говорила моя прабабушка, в старину люди жили проще, все были довольны. А очень захотим - найдем и музыку, и кино. Однако если власти начнут тотальную охоту на лотошников, то вместе с музыкой перекроют доступ и к программному обеспечению, потому что оно в лицензионном исполнении стоит несравненно дороже пиратской продукции. Платить за Windows Millenium 500 долларов вместо сотни рублей сможет очень ограниченное число граждан России. А это уже будет иметь просто катастрофические последствия.
Так что дилемма получается, господа! Покупать краденое - нехорошо, покупать лицензионное - дорого, но зато пристойно и позволяет причислить себя к сонму истинно цивилизованных людей, для которых принципы дороже каких-то там денег.
Но тут есть одна загвоздка. Во второй декаде сентября, то есть совсем незадолго до решения российского правительства разобраться с аудио- и видеопиратами, в Лондоне был опубликован доклад Комиссии по правам на интеллектуальную собственность (ИС), членами которой являются США, Соединенное Королевство, Аргентина и Индия. Там утверждается совершенно еретическая вещь - дескать, введение жестких правил, связанных с интеллектуальной собственностью, характерных для высокоразвитых стран, в развивающихся странах ни к чему хорошему не приведет. Наоборот, это приведет к повышению цен, заставит людей больше платить за лекарства и семена и в результате крайне усложнит проблему борьбы с бедностью.
Про аудио- и видеопродукцию, признаемся, в докладе ни слова не говорится - разговор там идет в основном о сельском хозяйстве, медицине и информационных технологиях.
В 1995 году страны - члены Всемирной торговой организации подписали соглашение Trade-Related Aspects of International Property Rights (TRIPS), которое было призвано ввести по всему миру единый минимум на законодательства по правам на интеллектуальную собственность. Теперь в ВТО направлен вышеупомянутый доклад с предложением пересмотреть стандарты TRIPS, потому что от них порой больше вреда, чем пользы.
"Развитые страны, - считает председатель вышеупомянутой комиссии профессор Джон Бэртон из Стендфордского университета, - часто полагают, что то, что хорошо для них, хорошо и для развивающихся стран. Однако усиление защиты ИС для развивающихся стран совсем необязательно приведет к улучшению".
"При введении законодательства об интеллектуальной собственности в развивающихся странах, - говорится в докладе комиссии, - необходимо учитывать положение с рынком и интересы беднейших слоев общества".
В первую очередь в докладе говорится о смягчении патентных прав на зерно и медикаменты и лишь в третью - об информационных технологиях. Оно и понятно - в стране, где миллионы умирают от голода и недостатка лекарств, о компьютерах говорить как-то не приходится. Сначала предлагается дифференцировать цены на медикаменты, позволяя развивающимся странам покупать их дешевле, предлагается также отмена действия патентов в развивающихся странах на семена и новые породы животных. Но после смерти от голода и болезней на повестку дня ставятся все-таки именно они - информационные технологии.
"Стремление наложить строгие запреты на копирование программных продуктов, - говорит профессор Бэртон, - может свести к нулю все выгоды, которые развивающиеся страны получают, имея дешевый доступ к информации, особенно к образовательным и научным документам".
То есть комиссия в докладе подчеркивает, что без нормальной патентной защиты частный сектор без особого желания примется разрабатывать новые лекарства и прочее. Однако эта защита хороша только там, говорится в докладе, где есть развитый рынок.
Россия не входит в список стран, которые ООН пометила лейблом "развивающиеся". Мы где-то посередине. Мы, если исходить из этого деления, уже развились, но пока что еще не доросли. Так что, наверное, и защищать наши интеллектуальные права надо где-то посередине между развитыми и развивающимися странами.
Права или нет комиссия в своем отрицании прав на ИС для развивающихся стран, бог весть - уж слишком, повторимся, тонкая это материя. Но что-то в ее словах есть.
И вообще права хороши только тогда, когда ты имеешь силу их отстаивать. В противном случае это всего лишь бумажка, которую можно повернуть против тебя же. И ведь повернут - потому что очень много желающих. Тем более что эти права будут скорее всего регулировать люди, которые даже не могут грамотно прочитать английское слово "counterfeit" ("подделка") и читают его как "контрафакт".