Совет Федерации решил выступить в роли главного законодателя в области государственной информационной политики. Соответствующее заявление спикер СФ Сергей Миронов огласил еще в мае, а вчера сенатская комиссия, специально созданная для реализации этого плана, провела первое рабочее заседание.
Сомнений в том, что намерения сенаторов серьезны, ни у кого не было. Ведь давно известно, что направлять деятельность СМИ - одно из самый любимых занятий политиков. Однако комиссия Совета Федерации, как показало уже первое ее заседание, претендует на большее, нежели регулирование рынка массмедиа. О газетах, журналах, ТВ и прочих СМИ вчера сенаторы не сказали буквально ни слова. Говорили совсем о другом - об информационном обеспечении государственного управления. В качестве докладчика был приглашен президент компании "Информационные бизнес-системы" (IBS) Анатолий Карачинский. Поскольку он не госчиновник, а бизнесмен, сенаторы рассчитывали получить от него объективную оценку современного состояния информационных ресурсов государства. Оценка, как и следовало ожидать, оказалась ниже некуда. По мнению докладчика, сегодня только Банк России располагает системой сбора и анализа информации, на основе которой можно принимать адекватные управленческие решения. Все остальные госслужбы и ведомства не имеют ни достоверной информации, ни инфраструктуры для ее получения и обработки. Следовательно, управление государством осуществляется "методом тыка".
Сенаторы без колебаний согласились с докладчиком и дополнили его выступление рядом ярких иллюстраций "из жизни". Председатель комиссии СФ по информационной политике Дмитрий Мезенцев, например, рассказал: "Однажды, анализируя информацию Государственного таможенного комитета, мы обнаружили, что Россия занимает первое место в мире по импорту плетеной мебели и битой плитки. Понятно, что это так называемые товары прикрытия, а ввозили наши импортеры что-то совсем другое". Как при таком качестве информации принимать решения о снижении или повышении таможенных тарифов, об изменении налоговых ставок, как верстать государственный бюджет, как программировать развитие того или иного сегмента рынка - одному Богу известно. А между тем как-то же программируют и верстают. Десять лет в стране идет реформа ЖКХ. Ее базовый элемент - введение "именных" дотаций для малообеспеченных граждан. Компания, которой руководит докладчик, провела несколько выборочных исследований и пришла к выводу: сколько-нибудь достоверных данных об обеспеченности граждан, равно как и о реальной стоимости коммунальных услуг, у местных органов власти нет. Но реформа идет. На такой же по качеству информационной базе перманентно реформируются и система социальных пособий, и все прочие системы государственного организма.
Признав это положение нетерпимым, члены комиссии обратили взоры к заместителю министра экономического развития и торговли Андрею Шаронову: делает ли что-нибудь его ведомство для искоренения тотального неведения? Замминистра уверил присутствующих, что Минэкономразвития проблему знает и над решением ее работает.
Совместно с Минсвязи разработана и реализуется программа "Электронная Россия", задача которой как раз и состоит в информатизации госуправления. В бюджете следующего года на эту программу предусмотрены целевые расходы. Сумма, правда, небольшая, но дело, в общем-то, не в ней. Коротко рассказав о программе информатизации, Андрей Шаронов неожиданно озадачил слушателей: "Но вот вопрос: что мы должны информатизировать?" Не дав сенаторам вникнуть в смысл услышанного, замминистра объяснил: "Бессмысленно информатизировать нашу современную государственную машину. Она неэффективна, и это для всех очевидно. Поэтому сначала надо провести административную реформу".
Насчет административной реформы пока что никому ничего не известно. По этой причине дальнейшее обсуждение объявленной темы становилось малоинтересным. В самом деле, какой смысл обсуждать форму и размер ботинка, когда никто не знает, на какую ногу его будут надевать? Так что Совету Федерации, видимо, придется возглавить административную реформу или - что легче и привычнее - ограничить свои претензии регулированием рынка СМИ.