Любовь "Единой России "к наружной рекламе уже становится поводом для пародий и шуток со стороны конкурентов.
Еще недавно казавшиеся незыблемыми позиции фактического лидера "Единой России" Александра Беспалова серьезно пошатнулись. Его промахи на посту руководителя политической структуры, которая обязана завоевать большинство мест в Государственной Думе на следующих выборах, стали серьезно беспокоить кураторов партии власти.
Беспалову предъявлено немало претензий. С одной стороны, партия и ее лидер ведут себя довольно агрессивно, как и положено организации, претендующей на политическое первенство. С другой - эта агрессия по-прежнему не дает серьезных результатов поддержки партии избирателями в регионах, о чем свидетельствуют многочисленные соцопросы. Не помогает даже административный ресурс, которым пользуется "Единая Россия". В то же время резкая критика не только своих политических конкурентов, но и самих органов власти со стороны Беспалова наводит на мысль о том, что на самом деле он стремится к некоему личному карьерному прыжку. В частности, после его прихода в Совет Федерации заговорили о его претензиях на спикерство в верхней палате парламента.
Однако основной претензией Кремля стал гигантский и преждевременный перерасход средств из партийного фонда. Из источников в рекламном сообществе в "НГ" попала смета финансирования медиастратегии "Единой России", которая свидетельствует о том, что усилия по пиар-раскручиванию партии власти были поистине масштабными. Согласно документу, активная фаза агитационной кампании партийной структуры Александра Беспалова идет уже целых семь месяцев. За этот период основной акцент своей "раскрутки" партия делала на радио и внешнюю рекламу. В частности, использовано 1035 выходов рекламных материалов в радиоэфире и задействовано 2186 билбордов. Суммарные затраты на это, по подсчетам аналитиков, оцениваются в 1 251 804 доллара. Только на наружную рекламу было потрачено около 900 тысяч долларов. Разумеется, в списке самых "затратных" городов лидирует Москва - на "наружку" в столице ушло около 400 тысяч долларов.
Однако эксперты считают, что в период с осени 2002 года по зиму 2003-го следует ожидать беспрецедентного усиления пиар-активности "Единой России". То есть рекламные суммы, судя по всему, планируется увеличить как минимум вдвое. Причем основной акцент отныне будет делаться на телевидение. Главный агитационный напор приходится на тридцать региональных столиц. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга это, к примеру, Белгород, Владивосток, Курск, Липецк, Казань, Уфа. В то же время анализ списка регионов с точки зрения успешного партстроительства показывает, что никакой закономерности в выбранных городах нет. Понятно, что на столь гигантские финансовые аппетиты "Единой России", рекламирующей себя с поистине царским размахом, который в Кремле считают явно неоправданным, денег не напасешься. Видимо, эти средства на партию власти уже начинают заканчиваться. Более того, происходит серьезный финансовый перекос, в результате которого серьезно страдает предвыборное финансирование одномандатных кандидатов. Не хватает денег и на раскрутку конкретных партийных персон.
Усиление Александром Беспаловым нелицеприятной подчас критики правительства спровоцировало серьезное противодействие со стороны кабинета министров. Так, последней каплей стала речь главы генсовета "Единой России" на съезде молодых менеджеров "Путинский призыв". Тогда он назвал правительство сторонниками низкого экономического роста, "партией отставания", а персональное "внимание" уделил министру экономического развития Герману Грефу. Именно после этого, по информации "НГ", Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин встретились с руководством страны и попросили объяснить, согласованы ли с ним публичные обвинения со стороны Беспалова в их адрес. Кроме того, Кремль всерьез стали беспокоить методично повторяемые заявления главы генсовета "Единой России" о том, что Путин непременно вступит в ряды партии перед парламентскими выборами. Очевидно, что президент намеренно держит паузу в этом вопросе и инициативные партийные агитаторы здесь ему уж точно не нужны.
И, наконец, последний факт не в пользу Беспалова состоит в том, что изначально его привлекли в партию не в качестве самостоятельной политической фигуры, а как наемного менеджера. "Предвыборными" лицами "Единой России" должны были по-прежнему оставаться Сергей Шойгу, Юрий Лужков и Минтимер Шаймиев. Однако в период правления Александра Беспалова он фактически отодвинул от партстроительства тех, кто должен был привлекать избирателей. Но даже во время летней поездки руководства партии по регионам страны по телевидению мелькало исключительно лицо Беспалова. А, к примеру, на важнейший и знаковый съезд "Путинский призыв" бывшего партийного авторитета Сергея Шойгу даже не позвали.
Но ведь избирателю никто не объяснил, что это за человек - Александр Беспалов и почему отныне именно он возглавляет партию. Несомненно, рисковать, представляя в качестве партийного лица человека, чей рейтинг даже никто не удосужился измерить, было бы глупо. Поэтому решено "вернуть" партии то лицо, за которым пойдет избиратель. Возможно, во главе "Единой России" вновь окажется нынешний министр внутренних дел Борис Грызлов. Называются также имена Вячеслава Володина и Сергея Миронова. А что же сам Александр Беспалов? Оказывается, ему тоже нашли приличное место, на котором он сможет проявить все свои таланты, - его прочат в руководство одной из правоохранительных структур.