Указ Владимира Путина об очередной ротации президиума Госсовета совпал с его двухлетием. За этот срок новая структура не обрела конституционного статуса, на что надеялись одни, и не подменила собой Совет Федерации, чего опасались другие. Тем не менее уже очевидно, что влияние этого совещательного органа на политические процессы в стране оказалось большим, чем кто-либо мог рассчитывать. Недаром сами губернаторы окрестили Госсовет "плечом президента".
Два года назад для всех, включая Кремль, было не очевидно, кто, каким образом и во имя чего должен трудиться в этой госструктуре, лежащей как бы вне конституционного поля страны. Вначале Госсовет планировали сделать мобильным и маленьким, введя в него самых уважаемых и влиятельных губернаторов. Были и противоположные проекты с предложениями переместить в Госсовет всю верхнюю палату парламента старого образца. Всерьез дискутировался вопрос, кто же возглавит новообразование. В председательское кресло прочили и Евгения Примакова, и Егора Строева.
Найденная в итоге формула - все губернаторы плюс президиум из семи избранных и президент страны во главе - сперва казалась лишь временным компромиссом. Но потом выяснилось: более гибкой и прочной структуры трудно было придумать. Даже в таком вроде бы непринципиальном аспекте, как выбор Кремлем нового состава президиума, теперь находят высокий политический смысл. Те же самые губернаторы, которые еще недавно отзывались о новом "клубе" весьма высокомерно, теперь всерьез борются за входные билеты. Политологи уже подсчитали, что конкурс в президиум составляет 2-3 человека на место.
По тому, кто оказывается в ареопаге, трактуют о симпатиях и антипатиях Путина. Своя логика в этой селекции определенно присутствует. Избранными становятся не по степени лояльности (не лояльных президенту в губернаторском корпусе больше нет), а по "успехам в учебе" или по идейной близости. Дверь в "клуб" пока закрыта для наиболее ярких представителей "красного пояса": губернаторов Стародубцева, Лодкина, Максюты. Не хотели брать в президиум и республиканских лидеров, вызывающих явную аллергию у Кремля, - таких как Кислицын, Аушев, Николаев. Вновь назначенным губернаторам дают возможность "подрасти", а тем, кто считался фрондерами, "перевоспитаться". Последнее, похоже, удалось Федорову, который уже два года не выступает с нонконформистскими заявлениями. И его звездный час настал: чувашский лидер включен в состав президиума пятого созыва. Кроме него в семерку избранных вошли Николай Виноградов (Владимирская область), Вячеслав Позгалев (Вологодская область), Виктор Толоконский (Новосибирская область), Владимир Чуб (Ростовская область), Сергей Собянин (Тюменская область) и Роман Абрамович (Чукотский АО).
Составляя президиум из представителей разных округов, Кремль не позволяет создавать землячеств. Еще одной антилоббистской мерой считается то, что выбор тем для рабочих групп Госсовета, возглавляемых членами президиума, - тоже прерогатива кремлевской администрации. При этом чаяния самих губернаторов в расчет не принимаются. Сергей Катанандов, например, очень хотел заняться реформой ЖКХ, но его "бросили" на модернизацию образования. Петр Сумин, на чьей территории находится Магнитка, был уверен, что займется металлургией. Но ему достался спорт. Впрочем, челябинский губернатор настолько увлекся новой темой, что спортивное заседание Госсовета назвал в итоге "судьбоносным".
Губернаторы довольны тем, что по-прежнему решают проблемы общероссийского значения. Причем самые актуальные. И реформа РАО "ЕЭС", и земельная реформа, и модернизация ЖКХ - все это уже подробно обсуждалось на Госсовете. Это место, где сходятся интересы глав регионов и Кремля. Губернаторам важно оставаться в ранге федеральных политиков, а Кремлю надо с кем-то разделить ответственность за непопулярные меры.
Однако если судить об эффективности госоргана по принятым решениям, оформленным в законы, указы и правительственные постановления, то КПД Госсовета близок к нулю. Программу экономического развития страны, предложенную Ишаевым, отвергло Минэкономразвития. Модернизация образования по Катанандову не устроила Минобразования. В свою очередь, Минприроды зарубило на корню начинания Филиппенко по оптимизации использования недр. А планы Лужкова по реформе системы госвласти, Кресса по реформе РАО "ЕЭС", Шаймиева по разграничению полномочий между Центрами и регионами даже не были вынесены на обсуждение в Госсовете. На шаймиевский проект, например, была наложена резолюция замглавы президентской администрации Дмитрия Козака: "Приведет к разрушению целостности правовой системы страны". О плане же столичного мэра широкая общественность узнала лишь полтора года спустя, когда этот труд вышел отдельной книгой.
И все же работа членов Госсовета не пропала даром. У него нет аппаратной силы, но есть авторитет. Апелляция к идеям и наработкам Госсовета становится неотъемлемой частью политической игры на самом верху. Когда критикуют Грефа, ссылаются на план Ишаева; когда тормозят проекты Чубайса, апеллируют к концепции Кресса. Госсовет заблокировал переход к 12-летней системе образования. Итогом дискуссии о здоровье нации стали приход в Госкомспорт Фетисова и серьезная перетряска всех спортивных структур. Ну а последнее заседание президиума Госсовета по проблемам наркомании и вовсе увенчалось созданием антинаркотического ведомства. Так что президент, похоже, не лукавил, когда заявлял: "Госсовет - это единственная площадка, на которой можно действительно предметно обсуждать стратегию государства".