Редакции "НГ" стали известны данные, которые правительство засекретило при подготовке проекта госбюджета на 2003 г. В ходе обсуждения проекта документа в Госдуме депутаты были возмущены обилием в нем закрытых статей. Народные избранники посчитали ненормальным то, что чиновники исполнительной власти в угоду силовым структурам с маниакальным упорством отстаивают всеобъемлющую секретность бюджета. В результате становятся фактически неуязвимыми для оценки эффективности расходов и, следовательно, выведены из-под критики экспертов 15-16% денежных средств.
Видимо, учитывая настрой депутатов, вице-премьер Алексей Кудрин заявил в ходе слушаний о том, что правительство ко второму-третьему чтению проекта бюджета 2003 г. планирует рассекретить 65% бюджета по разделу "Национальная оборона". Он подчеркнул, что "правительство России готово к ситуации, когда такие большие суммы направляются на военные расходы, сделать эти суммы более открытыми и прозрачными".
Между тем "НГ" уже получила те статьи бюджета по разделу "Национальная оборона", которые правительство планирует рассекретить. В таблице 1 опубликованы некоторые из этих статей. Следует обратить внимание, что в ней представлены не все расходы военного ведомства, а лишь те, которые в первоначально высланном в Госдуму документе были засекречены.
Таблица 1.
Предложения правительства по дополнительному рассекречиванию расходов МО РФ на 2003 г. |
||
# п.п. |
Наименование статьи |
Сумма, руб. |
1 | Строительство и содержание ВС РФ | 212485048,50 |
2 | Ведомственные расходы на здравоохранение | 2245421,50 |
3 | Центральные органы военного управления: - денежное довольствие военнослужащих - денежное содержание гражданского персонала |
1526516,90 1392200,00 134316,90 |
4 | Обеспечение личного состава войск: - денежное довольствие военнослужащих - денежное содержание гражданского персонала |
141075770,40 66227200,00 44197194,40 |
5 | Продовольственное обеспечение военнослужащих | 21166100,00 |
6 | Вещевое обеспечение военнослужащих | 4730490,00 |
7 | Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение войск | 55246544,10 |
8 | Содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества | 470874,90 |
9 | Жилой фонд | 435000,00 |
10 | Расходы военных (специальных) образовательных учреждений | 32864,20 |
11 | Страховые гарантии военнослужащим | 1137372,90 |
12 | Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих | 908937,80 |
13 | Единовременные пособия в случае гибели (смерти) или повреждения здоровья военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы | 228435,10 |
14 | Расходы по реформированию системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими службу по контракту | 1200270,00 |
15 | Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки | 834800,00 |
16 | Обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах | 50000,00 |
Глядя на эти цифры, трудно понять, почему они не были представлены сразу. Тем более что в прошлые годы депутаты все равно получали их к четвертому чтению бюджета. Отметим, что в большинстве государств проект военного бюджета представляет собой толстую книгу (а в США - несколько пухлых томов). Так что пока говорить о наступлении эры открытости не приходится.
Официальные цифры по гособоронзаказу-2003 в Госдуму еще не представлены, однако, по сведениям источников "НГ", на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы планируется израсходовать около 45,5 млрд. руб., на закупки техники немногим более 55 млрд. руб., на ремонт вооружения - чуть более 9 млрд. руб. Комментируя эти цифры, начальник вооружения Вооруженных сил РФ генерал-полковник Алексей Московский заявил: "Государство пока не полностью выполняет свои обязательства перед оборонно-промышленным комплексом страны". Он сообщил, что в ближайшее время планируется закупать лишь единичные образцы новейшего вооружения, а основные средства направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Возвращаясь к теме оборонного бюджета в целом, отметим, что уровень военных расходов останется прежним - около 2,6% валового внутреннего продукта (ВВП). Такой уровень финансирования оборонных статей существует в России третий год подряд (см. таблицу 2) и как явствует из заключения оборонного комитета Госдумы РФ "нет должных оснований предполагать существенное улучшение в 2003 году состояния и боевых возможностей ВС РФ". При анализе бюджета бросаются в глаза и другие диспропорции. Например, в следующем году планируется на 12% снизить расходы на проведение военной реформы. На нее предусматривается выделить лишь 14,6 млрд. руб., что на 3 млрд. меньше, чем в 2002 г. При этом из этой суммы 75% (около 11 млрд.) направят на обеспечение жильем увольняемых военнослужащих.
Таблица 2
Динамика расходов по статье "Национальная оборона" в 2001-2003 гг. |
|||
═ | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. |
Всего по статье (млрд. руб.) в % к ВВП | 214,7 2,63 |
284,2 2,5 |
345,7 2,65 |
Из них: строительство и содержание ВС (млрд. руб.) | 203,1 | 263,9 | 326,8 |
военная программа МО РФ по атомной энергетике (млрд. руб.) | 6,31 | 3,91 | 3,0 |
Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки (млрд. руб.) | 2,3 | 3,3 | 4,2 |
обеспечение коллективной безопасности и миротворческой деятельности (млрд. руб.) | 2,7 | 2,7 | 1,4 |
Раздел "Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров" - чиновники предлагают оставить практически на прежнем уровне. По оценке экспертов, уровень расходов на утилизацию теперь будет зависеть от тех 20 млрд. долл., которые "большая восьмерка" собирается "отстегнуть" России.
В целом военный бюджет, по оценкам, не способен обеспечить войска всем необходимым. Армия опять, видимо, становится заложницей политиков.