0
514
Газета Политика Интернет-версия

01.10.2002 00:00:00

Караул устал. От выборов

Тэги: выборы, демократия


выборы, демократия Не пора ли вернуться к старой доброй демократии советского типа?

За последние недели в политической жизни России произошло несколько событий, логичным следствием которых вполне может стать отказ от демократических способов народного волеизъявления. В Красноярске решением местного избиркома отменены результаты губернаторских выборов. В Нижнем Новгороде суд арестовал бюллетени, которыми избиратели голосовали за кандидатов на пост городского мэра. Госдума в спешном порядке, с нарушением регламента приняла, а президент завизировал поправки в закон о референдуме, которые делают практически невозможным проведение всероссийских плебисцитов. Все это приводит к следующему результату: в общественном мнении утверждается мысль о том, что институты демократии дискредитированы в России если не окончательно, то в угрожающей степени. Особую остроту этой мысли придает тот факт, что инициатива по дискредитации выборов исходит не сверху, а снизу. Красноярский скандал - дело рук краевого избиркома, в Нижнем Новгороде решение об аресте бюллетеней принято местным судом. В игре на понижение значимости выборов заподозрены также избиратели. Например, в Нижнем Новгороде в первом туре участвовали всего 35 процентов горожан, имеющих право голоса, при этом около трети голосов было подано против всех кандидатов. Из этого делается вывод о том, что граждане пренебрегают своим конституционным правом избирать власть.

Таким образом, сегодня в стране есть все необходимые и достаточные основания для того, чтобы объявить основные институты демократии неработоспособными, не обеспечивающими стабильное функционирование государственной власти. Лицам, которые в этом заинтересованы, такое признание сделать значительно проще, нежели взять на себя ответственность за профанирование выборов, за попустительство в отношении людей, фальсифицирующих результаты голосований, за злоупотребления "административным ресурсом", за систематическое пренебрежение к воле избирателей. Тем более что все вольности в обращении с избирательными правами граждан были не случайными упущениями, а намеренными действиями людей, облеченных властью.

По стечению обстоятельств, вряд ли случайному, на днях в "НГ" пришло интересное письмо от тверского губернатора Владимира Платова. Губернатор прислал в редакцию свою записку на имя президента РФ и руководителей обеих палат Федерального собрания, рассчитывая, естественно, на ее опубликование (публикуется ниже). Владимир Платов предлагает главе государства, Госдуме и Совету Федерации перейти к назначению глав регионов президентскими указами, а президента не ограничивать сроками правления. Иначе говоря, предлагается конституировать режим единоличного и пожизненного правления. Нет сомнений в том, что тверской губернатор старается соответствовать "веяниям времени" и что его инициатива будет принята во внимание. А значит, с выборами может быть сделано так же, как с референдумом, - они могут быть признаны нежелательными и не совместимыми с заботой властей об общественной стабильности.

Открытое письмо

Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федераций С.М. Миронову
Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Сергей Михайлович! Уважаемый Геннадий Николаевич!

Написать данное открытое письмо меня заставило то видение проблем развития государственности в России, которое сложилось за годы моей работы главой местного самоуправления города и района и почти семилетней деятельности на посту Губернатора Тверской области. Высоко оценивая шаги по укреплению государственности в России со стороны Президента Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации, я считаю, что в настоящее время назрела необходимость более решительных действий со стороны федерального Центра по консолидации субъектов Российской Федерации в плане сохранения целостности страны и решению наиболее острых проблем государственного строительства. После принятия Конституции Российской Федерации прошло почти десятилетие. Весь опыт развития нашей государственности, в том числе и негативный, по моему убеждению, взывает к изменению системы формирования органов государственной власти. Они должны быть увязаны с развитием системы местного самоуправления, суть которой - не в выборности глав, а в создании прежде всего финансово-экономической базы для решения местных проблем. Развитие местного самоуправления не может и не должно противоречить укреплению государственной власти, созданию жесткой, эффективно работающей исполнительной властной вертикали. Поэтому, на мой взгляд, настает время для внесения в Конституцию Российской Федерации отдельных поправок.

По первому вопросу, которого должны коснуться предлагаемые изменения, я уже несколько лет назад обращался к Президенту Российской Федерации. Это вопрос о выборности глав регионов. Убежден, что глава субъекта Федерации (высшее должностное лицо субъекта Федерации) должен не избираться, как в настоящее время, а назначаться Президентом Российской Федерации. Выборность высших должностных лиц субъектов Федерации вынуждает большинство глав регионов работать с элементами популизма, идти порой на уступки местническим настроениям. Введение же института назначения глав субъектов Федерации Президентом Российской Федерации объективно приведет к оптимизации управления регионами и к сокращению численности чиновничьего аппарата, что повлечет значительное сокращение финансовых расходов бюджетов всех уровней.

Совершенно очевидно, что в целях эффективного функционирования государственного механизма, направленного на улучшение жизни населения нашей страны, требуются существенные поправки в Конституцию Российской Федерации также и в части реформирования органов местного самоуправления. В частности, полагаю, что необходимо внести поправку о назначении глав муниципальных образований высшими должностными лицами субъектов Федерации по представлению представительных органов местного самоуправления.

В то же время изменение принципа выборности на принцип назначаемости глав регионов не должно затронуть порядка формирования Совета Федерации - по два представителя от каждого субъекта Федерации, по одному от представительного и исполнительного органов власти.

Выборность должна быть только в отношении представительных органов власти всех уровней и Президента страны. Причем необходимо снять ограничения, налагаемые Конституцией на право занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Это должен решать народ путем прямого голосования, право на которое необходимо закрепить в Конституции. Что же касается сроков полномочий, то, на мой взгляд, было бы более рациональным установить его для всех избираемых лиц (Президента и депутатов) сроком на пять лет.

В.И. Платов, Губернатор Тверской области


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2039
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1305
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
966
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1271

Другие новости