Стратегия
НА ПРОШЛОЙ неделе в штаб-квартире международного сообщества состоялась встреча представителей ООН и Ирака по вопросу о возобновлении инспекций в этой стране. В переговорах, цель которых - выработка конкретных практических мер по возвращению в Ирак групп международных инспекторов, приняли участие глава Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям (ЮНМОВИК) Ханс Бликс, глава иракского Национального директората по мониторингу генерал-майор Хоссан Амин и представитель МИД Ирака, бывший постоянный представитель Ирака в ООН Саид Хассан. Решение Багдада о допуске в свою страну международных инспекторов для проверки выполнения разоруженческих программ позитивно встречено в ООН.
Однако Соединенные Штаты и Великобритания не верят Багдаду и считают, что его решение - это лишь тактический маневр. Подготовка силовой акции против Саддама Хусейна в Вашингтоне, считают многие наблюдатели, вступила в ту фазу, после которой возврат "в исходное" практически невозможен. Тем не менее соглашения с возможными союзниками по антисаддамовской коалиции у Лондона и Вашингтона откровенно не получается.
Мировое сообщество по-прежнему в целом весьма негативно оценивает американские планы силовой акции по отношению к Ираку. Против проведения Соединенными Штатами военной операции по свержению Саддама Хусейна высказалось руководство Саудовской Аравии, Египта, Катара, Ливана, Бахрейна, Йемена, ОАЭ, Ирана, Сирии и Иордании. Пока из всех государств Ближневосточного региона безоговорочно поддерживает возможные силовые действия США только Израиль. Другим вероятным американским союзником в зоне Персидского залива (с учетом иракской агрессии 1990 г.) теоретически может стать Кувейт, руководство которого хотя и испытывает весьма сильное давление со стороны других арабских стран, тем не менее окончательно еще не определилось со своей позицией.
Ведущие государства Европейского союза в целом негативно относятся к намерениям США по развязыванию войны в Ираке. Полностью поддерживает американские планы только правительство Великобритании. Попытка администрации Джорджа Буша получить одобрение своих антииракских замыслов у правительства Японии в ходе состоявшегося в конце августа 2002 г. рабочего визита в эту страну первого заместителя госсекретаря США Ричарда Армитиджа окончилась безрезультатно. Япония, принимающая участие в проводимой международной контртеррористической операции, считает, что в настоящее время нет прямых доказательств того, что боевики "Аль-Каиды" скрываются на территории Ирака, а Багдад занимается производством ОМП. Примерно к такому же мнению склоняются и в Пекине.
Таким образом, усилия администрации США по созданию международной антииракской коалиции (по аналогии с 1991 г.) к настоящему моменту успеха не имеют. Большинство стран Европы и Ближневосточного региона уверены, что главной целью амбициозных планов Вашингтона в отношении Багдада является в конечном счете укрепление в данном районе мира лидирующих позиций Соединенных Штатов и их стратегического союзника - Израиля.
Тем не менее США продолжают поиски возможных плацдармов для ведения военных действий против Ирака. В соответствии с замыслами Пентагона одним из основных союзников США в ходе операции против Саддама Хусейна должна стать Турция. Именно на авиабазах Анкары может быть развернута необходимая для антисаддамовской воздушной кампании группировка тактической авиации ВВС США.
Кроме того, в Пентагоне существуют планы, в соответствии с которыми территория Турции может быть использована для развертывания и ввода в Ирак с северного направления объединенной группировки сухопутных войск ВС США и их союзников. Однако, надо заметить, подобные планы Вашингтона особого восторга в Анкаре, по свидетельствам информированных источников, не вызывают. По некоторым данным, представители военно-политического руководства Турции заявляют о невозможности создания на юге страны наземной группировки сил антииракской коалиции, мотивируя это неразвитостью инфраструктуры и сложным рельефом местности. Так же, по их мнению, состояние авиабаз на юге страны не позволит разместить и задействовать с них планируемое количество самолетов тактической авиации.
К тому же руководство Турции испытывает серьезную обеспокоенность ходом развития ситуации в Северном Ираке. Как отмечают эксперты, после неоднократных попыток Турции все-таки удалось добиться от США получения некоторой информации о планах Вашингтона в отношении Ирака и о результатах его контактов с иракскими оппозиционными группами. Кроме того, Анкара возобновила встречи с лидером Патриотического союза Курдистана (ПСК) Джаляля Талабани для обмена мнениями, изучения и оценки ситуации в северном Ираке. Однако, по некоторым сведениям, турецкое руководство пока не может наладить подобные отношения с Масудом Барзани - лидером Демократической партии Курдистана (ДПК), которая также является влиятельной организацией.
Особую озабоченность в Турции вызывают практические действия Масуда Барзани по созданию курдской автономии на севере Ирака. Насколько известно, руководством ДПК уже подготовлен проект конституции государственного образования под названием Курдистан, который включает 77 статей. В данном документе определены границы этого образования, включающего в себя провинции Киркук, Сулеймания и Эрбиль, со столицей в г. Киркук. Естественно, подобные планы курдских лидеров никак не устраивают официальную Анкару.
В этой связи руководство Турции предприняло усилия по поиску возможных мер воздействия на Масуда Барзани. В соответствии с решением августовского совета национальной безопасности Турции с 1 сентября 2002 г. прекращена приграничная торговля нефтепродуктами с Ираком. Это явилось достаточно сильным раздражителем для ДПК. Не без содействия США туркам в период с 29 по 31 августа 2002 г. удалось организовать в Анкаре встречи первого секретаря регионального правительства Курдистана Xошияра Зебари с представителями Министерства иностранных дел, Генерального штаба и национальной разведывательной организации Турции. Во время контактов турецкая сторона выразила свою серьезную обеспокоенность деятельностью руководства ДПК и в твердой форме призвала отказаться от проводимой политики по созданию курдской автономии. В целом официальная Анкара серьезно обеспокоена ситуацией, складывающейся в Северном Ираке, и пытается предпринимать определенные шаги с целью предотвращения создания курдского государственного образования, которое, по ее мнению, будет представлять серьезную угрозу национальным интересам Турции.
Учитывая вышеизложенное, вполне вероятно, что турецкая позиция по отношению к возможной силовой акции США против Ирака претерпит серьезные трансформации, и нельзя исключать того, что такие изменения придутся американцам не совсем по вкусу. С учетом этих и многих других обстоятельств командование ВС США, разрабатывая планы предстоящей военной операции против Багдада, изучает различные варианты использования территории Афганистана и американских войск, принимающих участие в операции "Несгибаемая свобода". В частности, в планируемом ударе по Саддаму Хусейну вполне возможно использование военной базы в Кандагаре, которая располагает техническими возможностями по приему любых типов самолетов, включая военно-транспортные С-5 "Гэлакси".
Географическое расположение данной базы (2200 км от Багдада) способствует ее эффективному использованию как для проведения различных фаз предстоящей против Ирака воздушной кампании, так и для организации перебросок войск на предстоящий театр военных действий с использованием самолетов военно-транспортной авиации. Кроме того, руководство Пентагона еще в августе 2002 г. приняло решение об увеличении численности американского воинского контингента в Афганистане, хотя ранее в военном ведомстве США неоднократно подчеркивали, что в подобном наращивании сил и средств оперативной необходимости нет.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что количество уже заскладированной в Афганистане и продолжающей прибывать в страну американской военной техники значительно превышает существующие потребности контингента ВС США, привлекаемого к операции "Несгибаемая свобода". Скрытно доставляемая военно-транспортной авиацией в темное время суток боевая техника складируется на военных базах и пока не используется в боевых действиях.
Таким образом, вовсе не исключено, что американское руководство, учитывая крайне негативную оценку своих планов по Ираку странами ближневосточного региона, рассматривает территорию Афганистана в качестве дополнительного плацдарма возможной агрессии против Багдада.
Наконец, что касается возможных стран - участниц гипотетической антииракской коалиции, то в этом плане характерно выступление 27 августа 2002 г. министра обороны США Дональда Рамсфелда на встрече с военнослужащими, командованием, личным составом и членами их семей 1-й дивизии морской пехоты, базирующейся в районе Сан-Диего, штат Калифорния. Как отмечают очевидцы, в соответствии со сценарием встречи, организованной в непринужденной обстановке, Дональд Рамсфелд сначала приветствовал морских пехотинцев, которые, как подчеркнул министр, всегда находятся на переднем крае борьбы за национальные интересы США практически в любой точке земного шара. Глава военного ведомства США отметил, что эти интересы включают теперь борьбу с новой угрозой - глобальным терроризмом. Примечательно, что Рамсфелд охарактеризовал события в Афганистане как первую войну XXI столетия и заявил, что США будут оставаться там столь долго, сколько потребуется, пока переходное правительство Афганистана не будет в состоянии самостоятельно обеспечить свою безопасность и создаст соответствующие национальные, военные, полицейские и пограничные силы для защиты государства.
В дальнейшем встреча проходила в форме ответов на самые разнообразные вопросы присутствующих. Наиболее острые из них касались темы возможной войны с Ираком, поскольку считается, что подразделения морской пехоты наверняка будут участвовать в операции и, более того, готовятся к этому. Поэтому не случайно в прямой постановке один из вопросов к министру был сформулирован так: "Нам говорят, что, когда мы пойдем в Ирак, нас поддержат другие страны. Насколько это важно для нас?"
Естественно, что глава Пентагона старался уклониться от конкретизации аспектов, связанных с принятием президентом США того или иного решения, однако отметил, что главной проблемой является определить степень риска действия или бездействия для США. Дональд Рамсфелд выразил уверенность в правильности будущего решения США, за которыми неизбежно последуют, как обычно, многие колеблющиеся. Кроме того, шеф Пентагона высказался в том плане, что президент пока не обращался за поддержкой к друзьям в Европе в предстоящей акции против Ирака, поскольку якобы еще не принял окончательного решения, и напомнил, что в 2001 г., когда Джордж Буш принял решение воевать с международным терроризмом, никакой коалиции не было и сформировалась она только после того, когда США начали действовать.
Последние выступления некоторых высокопоставленных представителей администрации, считает ряд экспертов, являются элементами спланированной кампании по подготовке личного состава вооруженных сил США и американской общественности в целом к возможному участию страны в военной операции против Ирака.
На сегодня Вашингтоном и Лондоном консультации и поиски возможных союзников в предстоящей войне против Ирака активно продолжаются, однако вовсе не исключается вариант, при котором силовая акция против Багдада будет проведена США и Великобританией самостоятельно.