0
1059
Газета Политика Интернет-версия

26.09.2002 00:00:00

Федеральный конституционный закон неконституционен

Борис Мирошин

Об авторе: Борис Владимирович Мирошин - действительный государственный советник РФ 3-го класса, бывший народный депутат СССР, член межрегиональной депутатской группы.

Тэги: конституция, закон, референдум, дума


Федеральный конституционный закон "О внесении изменения и дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" (назовем его для краткости законом о запрете проведения референдума) противоречит Конституции нашей страны. В ней сказано, что единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3 Конституции РФ). Запретить проведение референдума на протяжении какого бы то ни было периода времени все равно что запретить народу в это время осуществлять свою власть.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить Основному закону государства (статья 15 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции РФ). В России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Они могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55 Конституции РФ).

Как видим, принимая закон о запрете проведения референдума, законодатели нарушили положения Конституции, которые составляют основы конституционного строя российского государства. В этой ситуации можно надеяться лишь на то, что президент России воспользуется своим конституционным правом, обратившись в Конституционный суд с запросом о соответствии положений закона о запрете проведения референдума Конституции Российской Федерации, и, таким образом, в судебном порядке закон будет признан противоречащим Конституции РФ и не подлежащим применению. В соответствии со статьей 80 Основного закона страны президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Более того, при вступлении в должность он приносит народу присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Не подписывая закон о запрете проведения референдума, президент Российской Федерации не только выступит в качестве гаранта Конституции России, но еще и поможет законодателям выйти из неловкой ситуации нарушителей уголовного законодательства. В соответствии со статьей 285 Уголовного кодекса РФ использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в Уголовном кодексе понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Если же президент Российской Федерации подпишет неконституционный федеральный конституционный закон, то он сам подпадет под указанную статью Уголовного кодекса, а это уже достойно импичмента.

Почему в Госдуме голосуют за такой закон, понятно: депутаты представляют в ней корпоративные интересы. До недавнего времени Совет Федерации выступал в известном смысле противовесом Госдуме в законодательном процессе, обеспечивая учет интересов граждан страны, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации. Но в результате изменения закона о порядке формирования верхней палаты парламента из всех возможных способов на сегодняшний день принят далеко не самый удачный: сенаторы назначаются законодательными собраниями и главами исполнительной власти регионов при полном отсутствии какого бы то ни было механизма контроля или влияния со стороны населения либо его представителей в лице депутатов органов местного самоуправления. Это создает возможность стать членом Совета Федерации человеку, не имеющему отношения к тому субъекту Российской Федерации, который он представляет в палате, по той простой причине, что решение о его назначении связано с реализацией определенных политических или финансово-экономических интересов. При этом зачастую такие интересы не имеют ничего общего с интересами населения, а также того органа государственной власти, который направил его в Совет Федерации.

Учитывая, что по Конституции России верхняя палата нашего парламента "формируется", а не избирается населением, как Госдума, которая именно в силу этого обстоятельства все-таки в той или иной степени отражает интересы избирателей, можно было бы поставить процедуру определения представителей в Совете Федерации от каждого региона под контроль представителей народа, проживающего в городах и сельских населенных пунктах конкретного субъекта Федерации. Его посланцы - депутаты органов местного самоуправления - могли бы собраться на свой региональный съезд или конференцию для рассмотрения кандидатур представителей в Совете Федерации. При этом право предлагать кандидатов остается за региональным руководством, а право решать, кому стать представителем субъекта Федерации в верхней палате парламента, переходит к представителям народа. Контроль соблюдения всех процедур, связанных с принятием решений о членах Совета Федерации, можно было бы возложить на региональные избирательные комиссии. В своем нынешнем виде российский парламент не отражает интересы народа, он способен принимать законы, направленные на удовлетворение частных интересов представителей групп влияния. Это отход от демократических идеалов и преобразований, осуществлявшихся в нашем обществе в девяностые годы предыдущего века.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
498
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
531
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
218
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
327

Другие новости