Обсуждение проекта бюджета на 2003 год заняло вчера все пленарное заседание Государственной Думы. Депутаты выслушали доклады и председателя правительства, и министра финансов, и главы Счетной палаты и руководителей многих комитетов нижней палаты. Не упустили возможности высказаться и представители депутатских объединений. Но результат "дискуссии" всем был заранее ясен. Бюджет-2003 одобрен в первом чтении солидным большинством голосов. Собственно говоря, никакой дискуссии вокруг него и не было, а та критика, которая прозвучала вчера в адрес бюджета, правительству давно уже известна и по большей части давно им проигнорирована.
Наиболее интересным сюжетом вчерашнего думского заседания стало выступление Михаила Касьянова, который в отличие от прошлого года решил лично открыть бюджетные дебаты. Вышедшему вслед за ним на думскую трибуну Алексею Кудрину говорить по большому счету было уже нечего, премьер-министр оставил ему оглашение второстепенных бюджетных подробностей. Возможно, что такое "соревнование" связано прежде всего с тем, что кто-то же должен приписать себе все успехи в быстром и беспроблемном прохождении бюджета через Думу. Видимо, и Касьянов, и Кудрин полагают, что каждый из них имеет на это право.
Председатель правительства в своей речи отметил все положительные тенденции и сдвиги и почти ничего не сказал о проблемах и провалах. По его словам, экономический рост идет, доходы населения увеличиваются, производительность труда растет. Не очень сильно увеличивается объем инвестиций в основной капитал, сказал премьер, однако кабинет министров над этой проблемой работает. Касьянов заявил, что государство не должно само инвестировать средства в конкурентные сектора экономики. Вместо этого оно должно поддерживать макроэкономическую стабильность и снижать инфляцию, продолжать структурные реформы, а также обеспечивать неукоснительное исполнение принимаемых законов на всей территории страны. Последнюю задачу Касьянов считает самой сложной.
Что касается бюджета на 2003 год, то премьер-министр обозначил следующие его приоритеты: обороноспособность страны и безопасность общества, повышение эффективности судебной системы, развитие науки и образования, защита материнства и детства. Перечислив все финансовые характеристики проекта бюджета: дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, уменьшение непроцентных расходов, профицит и наличие крупного резервного фонда, растущий уровень собираемости доходов фискальными ведомствами - глава кабинета министров заметил, что все это задает жесткие рамки расходной политики государства. К тому же в будущем году оно обязано будет заплатить 17,2 миллиарда долларов внешним кредиторам. Касьянов снова повторил российскую позицию в отношении долга, заявив, что в нем присутствует большая политическая составляющая, которую наши зарубежные партнеры в расчет не принимают, а потому России и приходится платить.
Он рассказал депутатам о планах правительства перейти к трехлетнему бюджетному планированию, о завершении формирования системы межбюджетных отношений, о высоком качестве сотрудничества между исполнительной и законодательной властями в процессе подготовки бюджета. Касьянов подчеркнул, что правительство считает "проект бюджета полностью реалистичным, хотя и весьма напряженным", и одновременно полагает "невозможным внесение в него каких-либо значимых изменений". При этом "частные уточнения" проекта, конечно, вполне могут производиться. Таким образом, необходимое настроение у депутатов было создано.
Его не смогли испортить ни замечания Сергея Степашина, ни пожелания, высказанные председателями думских комитетов по экономической политике и бюджету Григорием Томчиным и Александром Жуковым, ни выступления представителей фракций - прежде всего левых и "ЯБЛОКА". Стоит отметить, кстати, что одного противника правительство смогло "ликвидировать" прямо в ходе пленарного заседания. Алексей Кудрин, отвечая на требование СПС рассекретить большую часть военного бюджета страны, сказал, что соответствующее письмо на Охотный Ряд уже направлено. Ко второму и третьему бюджетным чтениям примерно 90 процентов средств, выделяемых на оборону и правоохранительную деятельность, должны стать прозрачными, а следовательно, сказал министр финансов, подконтрольными обществу.