Вероятность военной операции против Грузии увеличивается - это признают все эксперты. Причем никаких новых аргументов в ее пользу не выдвигается. Не слышно и внятных ответов на очевидные вопросы. Никто толком так и не объяснил, как с помощью бомб и спецназа изловить боевиков, которые ушли из ущелья и расползлись по Грузии. К тому же Грузия не единственный и, может быть, не самый главный опорный пункт боевиков. Они и в Турции лечатся и отдыхают, моральную поддержку им оказывали (или оказывают?) и в Прибалтике. (Кстати, грузины в Чечне не воевали, а о пресловутых прибалтийских "белых колготках" нам все уши прожужжали.) Наконец, самое важное - деньги-то им идут откуда угодно, но уж точно не из Грузии. А будут деньги - будут боевики. Так что главные военно-полицейские проблемы операция в Грузии решить не сможет.
Зато цена, очевидно, будет высокой. Влезть в войну легко, вылезти из нее трудно. Когда наши войска уходят, остаются пепелище и хаос (Афганистан). Грузинское государство, как правильно говорит Сергей Иванов, подвешено на ниточке. Введя войска, мы эту ниточку перережем, Грузия развалится. После чего Россия вынуждена будет или тащить обломки на своей шее неопределенно долго, или побросать их как попало и удрать из дымящейся Грузии. Сильно ли это укрепит нашу южную границу?
Внятного ответа на эти вопросы нет. Но мотивы операции в Грузии ясны. По сути дела, мы первыми в мире принимаем новейшую американскую моду - если США "мировой жандарм", то мы хотим быть "Америкой для СНГ", напомнить, кто в СНГ военно-политический гегемон. Раз уж вдохнуть жизнь в Содружество Независимых Государств не удается, то пусть будет хоть так - "пусть они нас ненавидят, лишь бы боялись". Этого результата мы достичь сможем. Правда, по-видимому, не "они" будут оплачивать из своего кармана свой страх (так строились империи Британская и Французская, так строится ныне мировая империя США), а мы станем из своего кармана оплачивать "их" ненависть (так действовала и Российская империя, и империя советская).
Однако в "горячке страсти" наши военные, кажется, забывают один пустяк - США с Ираком не граничат, у них нет 300 лет дружбы и переплетенной культуры. А у нас с Грузией все это есть. Не сегодняшние политики это создали, а вот разрушить они это вполне могут. Обо всем этом говорилось, и не раз. Но я до сих пор не понимаю, почему об этом мы в Москве говорим так вяло и равнодушно, будто это нас это касается┘ Ну, например, как возможная война Индии с Пакистаном.
Потому, что не верим в реальность такой войны? Конечно, война России с Грузией - полный бред, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Это точно. Но, может быть, и наши власти об этом не помнят? Может быть, они опять надеются (как ни дико это звучит - с нашим-то опытом!) на "булавочный укол", на мгновенную операцию? Или потому, что все вообще ко всему равнодушны и всем на все наплевать? Тоже понятно. Всем хорошо известно, что от нас ничего не зависит, общество у нас ни на что повлиять не может, да и общества-то никакого нет. Все это так - в обычное время. Но есть ситуации, когда государство не может действовать против воли общества, даже если общество слабое, аморфное и неорганизованное. Война, несомненно, относится к таким ситуациям.
Попросту говоря, если бы всем известные люди прямо обратились к президенту: Владимир Владимирович, надо сделать что угодно, но войны с Грузией (пусть она там называется хоть "антитеррористической операцией", хоть как иначе) мы допустить не можем. Вот просто не можем, и все. Это была бы война не против Шеварднадзе (он нам точно ни брат ни сват), а против русской истории, против русской культуры. Ну, словом, нельзя это делать, невозможно!.. Я уверен, что такое обращение имело бы важное значение. Оно могло бы остановить "неразумные" действия тех, кто поставил на войну.
А уважаемые российские писатели-артисты-художники помалкивают в тряпочку. Спасибо, что хоть не нагнетают военный психоз (тоже известное развлечение интеллектуалов). Но и молчание непонятно. Трудно поверить, что в России совсем не осталось людей, чувствующих хоть какую-то ответственность за то, что делает наша страна. Патриотов, извините за выражение. Трудно поверить, что совсем не осталось людей, которые хотели бы сделать доброе дело. А остановить насилие - это ли не доброе дело?
Я не говорю о политических партиях. Они боятся власти - это ясно. Максимум, на что пока оказались способны демократы в Думе, - отклонить совсем уж хамскую резолюцию тех, кто спешит, угадывая настроения начальства, лишний раз призвать к войне. Что ж, и на том спасибо. Но заняться какой-то работой по противодействию войне они боятся. В канун выборов власть лучше не злить.
Но чего так уж бояться артистам? Вот Путин пришел на концерт "Любэ". Так ведь они могут исполнить ему "Комбата", а могут: "Не рубите, мужики, не рубите, ради гнездышка грача не рубите сгоряча!" Мне кажется, что президент вполне способен воспринять такой совет от людей, лично ни в чем не заинтересованных, более того - от людей, лично Путину симпатичных.
Мы, журналисты, наловчились лизать и зубоскалить. Это наше ремесло. Но бывают ситуации, когда стоит превозмочь себя и постараться говорить с властью серьезно: "Хочешь, я тебе один умный вэщь скажу, только нэ обижайся?" Эту вещь давно уже сказал Шота Руставели: "Не хвалитесь, люди, силой. Бросьте глупую забаву! Ведь довольно искры малой, чтоб большую сжечь дубраву". Наше дело повторить это своей власти, а грузинские коллеги пусть скажут это своей.