- Иван Иванович, будет ли КПРФ бороться против моратория на референдум на законодательном уровне Совета Федерации?
- Конечно, мы попытаемся убедить в нашей правоте сенаторов, хотя я, откровенно говоря, не верю, что они пойдут нам навстречу. Существенно больше шансов на то, что мы получим положительное для нас решение в Конституционном суде. И мы будем бороться за это. Ведь принятые думским большинством законы грубейшим образом попирают права и свободы граждан.
- Однако Конституционный суд рассматривает дела довольно долго. Зачем вам нужно его решение - даже положительное, через год-полтора?
- События, происходившие в Госдуме, весьма неординарные в нашей правовой практике, поэтому я думаю, что КС вполне может рассмотреть наш иск в короткие сроки. В то же время мы будем ставить соответствующий вопрос и в Совете Европы. Я точно знаю, что уже есть инициаторы исков в Европейский суд по правам человека. Причем таких людей будет очень много. Они будут требовать восстановления справедливости по поводу ущемления своего неотъемлемого права на референдум. Так что мы будем использовать все возможности протеста.
- КПРФ 16 сентября подала документы на регистрацию инициативной группы по проведению референдума. Есть ли у вас какие-то сведения из краснодарского крайизбиркома?
- Все документы составлены правильно, все они приняты под расписку. Так что до 1 октября мы должны получить ответ от избирательной комиссии Краснодарского края.
- Не боитесь, что крайизбирком откажет в регистрации инициативной группы по каким-нибудь формальным признакам?
- Мне кажется, что и у Кремля, и у всех тех, кто за ним стоит, нет уверенности в отрицательном решении избиркома Краснодарского края. Поэтому они хотят подстраховаться и принять закон в ускоренной процедуре - может быть, даже до 1 октября. Чтобы у избирательной комиссии действительно была правовая основа не выдавать нам регистрационное свидетельство.
- Кроме поправки к закону о референдуме принят и другой законопроект, придающий ей обратную силу. Выходит, что даже если вы и получите регистрацию в Краснодаре, то ЦИК сможет ее потом отменить...
- Да, мы это понимаем и будем использовать все инстанции для отстаивания нашей правоты. Мы не откажемся и от акции протеста 10 октября, которую мы намечали в поддержку референдума. Просто теперь она перерастет в акцию граждан России за возможность высказываться по всем важнейшим вопросам жизни страны, за то, чего их сейчас лишают.
Но на самом деле те, кто инициировал и продавил через Думу нелегитимные законы, больше всего боятся вопроса, связанного с природной рентой. Ведь речь идет о том, кому будут принадлежать доходы от пользования российскими недрами - всему народу или избранной кучке новых собственников. Так что если вопрос с природной рентой будет решен, то тогда невозможно будет говорить, что постановка других вопросов референдума выглядит неправомерной.
А что касается вопроса о земле, то здесь ситуация очевидная. Все видели те дебаты, которые разворачивались в Думе по Земельному кодексу. Тогда по этой проблеме депутатский корпус раскололся, и надо было обратиться к народу как к верховному судье. Узнать, а что же он по этому поводу думает. И мы будем бороться за эту возможность до конца.