После двухлетнего наступления на права региональных элит, сопровождавшегося выдворением губернаторов из верхней палаты парламента, разделением страны на семь федеральных округов, перераспределением налогового пирога в пользу Центра и приведением в соответствие местного законодательства с федеральным, Кремль вновь начал заигрывать с руководителями областей и республик. Старт этому процессу положило решение Конституционного суда, давшее региональным начальникам карт-бланш на третий, четвертый сроки избрания. А продолжился процесс во время визита Владимира Путина в Казань на празднование Дня республики. В этом же русле прозвучало заявление председателя ВЦИК Александра Вешнякова о целесообразности совмещения региональных выборов с думскими и президентскими, которое может усилить шансы действующих руководителей.
Обнулив губернаторам сроки, центральная власть дала понять, что она не готова к смене трех четвертей губернаторов и президентов республик в течение трех лет. Напомним, что именно на осень и зиму 2004 года приходится наибольшее количество губернаторских выборов в России. Они пройдут в 32 субъектах Федерации. Таким образом, губернаторы должны будут из кожи лезть вон, чтобы обеспечить оглушительную победу действующему президенту и заслужить его лояльное отношение, когда придет черед самим избираться на третий (четвертый) срок. Сейчас уже можно предположить, что между субъектами Федерации развернется соревнование, какой из них даст наибольший процент голосов Владимиру Путину. А возглавить это движение придется именно региональным вождям.
И это движение чутко уловили в регионах. Еще до принятия постановления Конституционного суда в некоторых из них начался процесс пересмотра уставов и затем приведение их в соответствие с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Изменения коснулись в том числе и снятия ограничений пребывания у власти губернаторов. Например, в Томской области законодатели проголосовали за это решение еще 5 июня 2001 года, а в Самаре - накануне вынесения постановления Конституционного суда, 25 июня 2002 года. Таким образом, задолго до выборов региональные вожди подстраховались, чтобы отсчет их пребывания у власти начинался именно с момента принятия федерального закона.
В тех субъектах Федерации, где исполнительная власть еще не успела этого сделать, принимаются законы, позволяющие обойти процедуры внесения изменений в местные Конституции и уставы. Например, в Саратовской области депутаты уже приняли в двух чтениях Закон "О порядке определения сроков полномочий губернатора". В Тульской области исполнительная власть тоже будет проводить через законодательный орган отдельный закон, согласно которому началом пребывания у власти 70-летнего Василия Стародубцева считается апрель 2001 года, а не март 1997-го, когда он первый раз победил на выборах. В обмен на нужное Стародубцеву решение депутатам пообещают продлить срок их полномочий еще на полгода, чтобы совместить губернаторские и думские выборы.
По-видимому, в Кремле еще до конца не осознали всех последствий решения Конституционного суда. Между тем сомнительные нотки раздаются даже из среды региональных руководителей. Например, калужский губернатор Анатолий Артамонов считает, что этим постановлением "создан прецедент, который может вселить ложную надежду отдельным руководителям, что правила могут меняться субъективно".
Какие же последствия ожидают регионы, если по срокам пребывания у власти губернаторы вплотную приблизятся к Леониду Ильичу Брежневу?
Сторонники говорят, что такая стабильность станет благом для субъектов Федерации, поскольку руководители, набравшие огромный политический и хозяйственный опыт, смогут успешно решать все социально-экономические проблемы региона. А избрание на третий и четвертый сроки станет подтверждением доверия к ним со стороны избирателей.
Оппоненты же считают такую ситуацию новым застоем, поскольку это снизит уровень ответственности и укрепит уверенность губернаторов в их непогрешимости. Не секрет, что многие руководители повязаны десятками нитей с коррумпированными кругами - как в регионе, так и в Москве. Они же более всего заинтересованы в сохранении статус-кво.
Своим решением Центр фактически одобрил все действия со стороны регионалов, которые и в дальнейшем не захотят расставаться с властью. Например, путем принятия новых уставов и Конституций. Заявление башкирского президента Муртазы Рахимова, который обусловил свое участие в будущих выборах изменением политического устройства республики, может означать, что он готов продолжить свою политическую карьеру в новом статусе.
Вряд ли региональные вожди будут довольствоваться масштабами своих областей, краев и республик. Некоторые наиболее амбициозные губернаторы до сих пор продолжают считать себя политиками федерального уровня. Вспомним, что кемеровский губернатор Аман Тулеев или самарский губернатор Константин Титов уже делали попытки баллотироваться на президентских выборах. Даже в нынешней обстановке отдельные региональные лидеры не исключают, что пойдут дальше в своей политической карьере, особенно если им будут покровительствовать в этом крупнейшие финансово-промышленные группы.
Таким образом, региональный фактор в российской политике вновь может приобрести весомую роль, а губернаторы, чувствующие ослабление наступления Центра, готовящегося к важным для него президентским и думским выборам, наверняка не упустят возможности, чтобы попытаться вернуть былое влияние.