Близость выборов вызовет не только предсказуемые демарши левых и правозащитные обличения правых. Она разожжет и внутрифракционную схватку за места в будущих партийных списках. Мы были свидетелями борьбы за влияние в КПРФ, разброда в рядах правых при их попытках объединиться, деления аграриев на ястребов и умеренных. Теперь можно говорить о начале раскола кремлевской опоры в Госдуме - центристской коалиции. Основанием для этого могут служить участившиеся свары прежде всего между фракциями "Единство" и ОВР. Эти фракции составляют ядро думской коалиции, имея над собой формально одно начальство - неожиданно созданную партию "Единая Россия".
На поверхности раскольником вроде бы выступает руководство ОВР, которое, помня унижения прошлой выборной кампании, с мстительным упорством вставляет палки в колеса более удачливому брату по партии - фракции "Единство". Орудием раскола депутаты ОВР выбрали испытанную политику проволочек законотворчества. Особенно ярко это проявилось в отношении к пакету законопроектов о реформе РАО "ЕЭС России".
Фракция "Единство", движимая фельдфебельским инстинктом, была готова принять этот пакет еще весной, не вдаваясь в подробности, как и во все, исходящее из кремлевско-правительственных инстанций. Однако формула служения "Единства" в Думе - "будет исполнено, Ваше превосходительство, неукоснительно и без промедления" - на сей раз не сработала. И это хорошо. Недаром созданная летом согласительная комиссия по "энергетическим законопроектам" получила чуть менее четырехсот достойных пристального внимания поправок и замечаний к пакету.
На сегодняшний день, после летних трудов согласительной комиссии, любые уступки со стороны правительства - это, вообще говоря, отказ от реформы естественной монополии. Между тем в Госдуме во главе с ОВР развернулась кампания против принятия согласованного пакета. Фракция ОВР готова втянуть депутатов в длительные, болезненные для России споры о государственном участии в РАО "ЕЭС". Комиссия сошлась на том, что для решающего участия государству достаточно иметь контрольный пакет. Руководство же ОВР настаивает фактически на сохранении госсобственности в этом секторе экономики страны. Вряд ли фракция "Единство", чей лидер был одним из сопредседателей согласительной комиссии, восприняла это как дружеский шаг со стороны коллег по коалиции.
В общем-то, всем безразлично, по какому месту и чем будут бить друг друга сражающиеся за кремлевскую ласку ОВР и "Единство". Беда в том, что соревнование этих фракций "в крутизне" может реально парализовать наладившуюся вроде бы работу Думы. Вне центристкой коалиции обе фракции, конечно же, посредственности, но без них центристская коалиция теряет голосовой перевес, следовательно, влияние в Думе.
Когда проводилась всеобщая приватизация, закона также не было, но действовали хотя бы указы президента. Правда, и они не вызвали общественного признания дележа государственной собственности. А вот теперь на такую же нелегитимность обрекаются и реформы в электроэнергетике.
Пока депутаты будут примерять к грядущим выборам каждый процент государственного участия, реформы РАО "ЕЭС России" ко времени принятия закона проворно завершатся. Региональные энергетические системы уже распродаются, а на площадке АТС (Администратор торговой системы) пусть пока еще пробные, но торги готовятся. И принятый в необозримом будущем закон просто не к чему будет применить. И все потому, что, соревнуясь за лидерство, ОВР и "Единство" рушат богатую голосами центристскую коалицию.
Казалось бы, Кремль должен подавить мятеж в карманном депутатском объединении. Но это в случае, если сам Кремль предвыборную партитуру строит на отлаженной ранее думской гармонии, а не на спровоцированной разноголосице.
Впрочем, не следует сгущать краски, посчитав ту же фракцию ОВР орудием каких-то неразгаданных, "зловещих" предвыборных замыслов Кремля. Возможно, что вся риторика о "социальном измерении" и "более полном учете интересов населения" - не более чем подготовка к вероятной встрече ключевых игроков на политической сцене. После чего градус раскольнической деятельности ОВР понизится, и "друзья народа" сердцем проголосуют за согласованный жарким летом "энергетический пакет". Будь у фракции "Единство" подобного рода задание свыше, то и они бы саботировали принятие этого пакета до разрешения.
Возможно, это личные ходы руководства фракции ОВР, полагающего, что публичная активность не только обеспечит верное место в партийном выборном списке, но и среди кандидатов на какой-нибудь важный пост в исполнительной ветви власти. Лидеров фракции "Единство" это нервирует, поскольку и их карьерное воображение не богаче, чем у коллег по коалиции. Между тем партийный-то список у "Единой России" будет один.
Можно выдвинуть множество версий, объясняющих причины, по которым две фракции занялись вместо дружной работы предвыборным надуванием щек. В любом случае трещина в центристской коалиции может привести к затягиванию принятия свыше 30 запланированных для этой сессии законов, в том числе с проблемным и совсем даже не предвыборным содержанием. Думается, любая цель раскола этой коалиции несопоставима с губительным для страны провалом любого из запланированных законов, имей он отношение к реформе естественных монополий, местного самоуправления или к дебюрократизации экономики.