Проблема Калининграда-Кенигсберга не вчера появилась. Географическое положение этого региона таково, что какой бы государственный, политический и экономический статус он ни имел, в любом случае это будет особая зона, имеющая совершенно иной режим, нежели основная часть страны или сопредельные территория.
Широкая дискуссия о визовом или безвизовом режиме российского транзита, безусловно, важна. Но эта чисто техническая проблема явно приобрела политическое звучание и как бы закрыла главный вопрос - о перспективах региона в обозримом будущем. Будет ли Калининград полигоном для налаживания взаимодействия ЕС и России или же превратится в "яблоко раздора"? Евросоюзу пора определиться: или мы для него по-прежнему источник возможной опасности - военной, криминальной, экологической и т.д., или он искренне желает с нами сотрудничать. По справедливому замечанию Владимира Путина, в решении этого вопроса "ничего, кроме политической воли, не требуется".
ЕС очень лукавит, когда утверждает, что безвизовый транзит наших граждан через Литву или Польшу противоречит общеевропейскому законодательству. Шенгенские соглашения вообще не затрагивают вопросы транзита или краткосрочного безвизового пребывания, которые отнесены к национальной юрисдикции стран - членов ЕС. У Евросоюза действует почти 50 соглашений с другими странами. К этому перечню относятся все бывшие французские колонии, государства Британского Содружества Наций, ряд латиноамериканских стран, Израиль. Но безвизовые режимы для них различны. Если граждане Израиля могут перемещаться по всему Шенгену абсолютно свободно, просто по своему паспорту, то граждане бывших французских или английских колоний имеют это право только в рамках своих бывших метрополий. Они могут туда въехать и оттуда выехать без виз, но на территориях других стран их пребывание уже будет незаконным.
Попасть в Шенген без визы может и любой россиянин хоть сейчас. Для этого достаточно оказаться на Мальте, а там отправиться на пароме в однодневную экскурсию на Сицилию. Другой паром уже без всякого паспортного контроля может быстро переправить любознательного туриста на Апеннинский полуостров. Из турецкого Мармариса по точно такой же схеме россиянин легко попадет на греческий Родос и далее в континентальную Грецию. Вот это и есть "национальная юрисдикция" визового вопроса в рамках Шенгена. Польша и Литва вполне могут решить калининградскую проблему самостоятельно, но по понятным причинам, не будучи еще членами ЕС, вынуждены оглядываться на Брюссель, Париж, Берлин...
В дипломатии есть известный принцип симметричности, пример с безвизовым транзитом в Западный Берлин озвучивался не раз. Последний - во время недавних переговоров Владимира Путина с президентом Германии Йоханнесом Рау. Но такие примеры есть и на территории России. Достаточно упомянуть лишь безвизовую зону и даже гостиницу (в которой без визы можно прожить до трех суток) в аэропорте "Шереметьево-2". Жители ЕС пользуются ею в полном соответствии с российским законодательством. А если встать на точку зрения чиновников ЕС, то, по их логике, мы должны давать визы всем транзитникам, которые летят из Европы в Японию и приземляются на 2 часа в Москве.
Уверен, что здравый смысл в этом вопросе и в отношениях России и ЕС возобладает, а значит, уже сейчас нам надо смотреть дальше и думать о том, какова же будет роль Калининграда в будущем. Область вполне может стать соединительным звеном в интеграционной цепи, объединяющей в недалекой перспективе всю "Большую Европу". Уже сейчас на территории Калининградского анклава вполне могут отрабатываться механизмы взаимодействия России и Евросоюза. Поэтому грядущее соглашение между Россией и ЕС не должно ограничиваться только проблемами транзита, а охватывать весь комплекс вопросов, связанных с развитием Калининградской области как "региона сотрудничества".
Первая проблема, о которую "споткнется" любой аналитик, - это высокая степень милитаризации области, которая является основной базой Балтийского флота России. Но одним из видов сотрудничества России и ЕС как раз и может быть эффективное использование в экономике Калининградской области объектов двойного назначения (портовые сооружения, аэродромы, военные городки, склады ГСМ и т.п.), а также в рамках конверсии. С Балтфлотом, конечно, сложнее, и взгляды на его судьбу будут диаметрально противоположны. Генералы от НАТО будут мечтать запереть БФ в Финском заливе, адмиралы из ВМФ России будут доказывать исключительную важность базирования флота именно в Калининграде. А любому совсем не искушенному в морских делах обывателю уже давно ясно, что Балтийское море в рамках объединенной Европы никогда не станет ареной боевых действий. И военному флоту делать там особо-то и нечего. Другое дело - сотрудничество с флотами других балтийских государств в рамках европейских вооруженных сил, о которых так много говорится в последнее время. Уверен, что западные инвесторы, и в первую очередь из ФРГ, после передачи БФ в оперативно-тактическое подчинение объединенного европейского командования совершенно по-другому взглянут на Калининград как на объект для инвестиций. Более того, при определенных условиях тесное военно-морское сотрудничество могло бы быть развернуто и с НАТО. Тем более что опыт взаимодействия с этим блоком у России уже есть. Он был накоплен нашими миротворцами еще в Боснии. Быть может, в этом и состоит предназначение Калининграда - стать экспериментальной площадкой для шлифовки нового типа отношений не только Россия-ЕС, но и Россия-НАТО.
Придание Калининградской области особого статуса в рамках России в нашем сценарии становится неизбежным. То ли это будет "особая экономическая зона", то ли, как ранее, "свободная", то ли еще что-то в этом роде. Не в названии дело. Не по вине Минэкономразвития его предложения на этот счет топчутся на месте, их не поддерживают Минфин и ГТК. Возражения этих ведомств понятны. После многочисленных ЗАТО и прочих офшорных зон в Ингушетии и Калмыкии у них началась аллергия на очередную ОЭЗ. Но за текущими вопросами надо видеть и перспективу. К Калининграду нельзя подходить с теми же мерками, что и к континентальному офшору, превратившемуся в "черную дыру" по утаиванию налогов. Кайзеровский Кенигсберг имел огромные налоговые и торговые льготы, почти как вольные ганзейские города. Не избежит этой участи и российский Калининград.