Муфтий Чечни Ахмад-Хаджи Шамаев и председатель Чеченского антивоенного конгресса Саламбек Маигов сделали совместное обращение к гражданам Чеченской Республики, ключевыми моментами в котором стали "твердое убеждение в том, что российские войска более не могут оставаться в республике", и заявление о том, что "только начало переговоров между сторонами противостояния может привести нас к долгожданному миру". Таким образом, количество сторонников переговоров с лидерами чеченских сепаратистов фактически пополнилось еще одной заметной фигурой - муфтием Чечни, или, выражаясь точнее, главой признанного Москвой Духовного управления мусульман республики. Саламбек Маигов не стал новичком в этом стане, поскольку он давно и последовательно выступает за переговоры с Асланом Масхадовым.
Позиция же Ахмада-Хаджи Шамаева в данном случае вызывает наибольший интерес, как, впрочем, и несет в себе не меньше противоречий. С одной стороны, очевидно, что российские власти не могут просто так отмахнуться от звучащих все настойчивее и на все более высоком уровне призывов к переговорам. К тому же ситуация в Чечне все больше демонстрирует "отдаление перспектив стабилизации", как сказано в обращении Шамаева и Маигова. Поэтому в позиции муфтия, ни разу не замеченного в отсутствии лояльности Москве, можно было бы усмотреть попытку неких сил в Кремле найти-таки приемлемую форму начала переговоров.
Однако на деле выступление Шамаева скорее всего является его собственной инициативой, более того, не согласованной с главой администрации Чечни Ахматом Кадыровым, преемником и ставленником которого на посту муфтия он и является. Очевидно, что Шамаеву еще предстоит нелицеприятная беседа с Кадыровым, отношение которого к переговорам и выводу войск неизменно и хорошо известно. Поэтому связывать его выступление с точкой зрения администрации Чечни абсолютно нельзя. Что касается окружения Масхадова, то для него Шамаев является кем угодно (а скорее всего "пособником оккупантов"), но не муфтием, поэтому и на серьезный диалог с ним никто не пойдет. Ясно также, что Шамаев проявил максимум осторожности. Это видно по тому, что документ, под которым стоит его подпись, содержит гораздо более мягкие формулировки, чем сопровождающий его пресс-релиз.
Но как бы то ни было, Кремлю в очередной раз напомнили о необходимости политического урегулирования, и, судя по заявлению муфтия, сторонники переговоров могут появиться с самой неожиданной стороны. Эта идея будет преобладающей и на втором форуме Чеченского антивоенного конгресса, который по инициативе Шамаева и Маигова пройдет в Нальчике 1-2 октября. В условиях ожесточающейся войны этим людям придется что-то отвечать, однако пока в российском руководстве этого делать никто не собирается. Для Москвы сейчас намного актуальнее наведение "порядка" в Панкисском ущелье Грузии.