После заявления президента РФ Владимира Путина о том, что для решения проблемы ликвидации баз чеченских террористов на территории Грузии Москва "может быть вынуждена воспользоваться... неотъемлемым правом на индивидуальную или коллективную самооборону", ситуация в российско-грузинских отношениях достигла максимального накала. На высшем государственном уровне заявлено, что ситуация более не может развиваться в рамках относительно мирного политического процесса и разрешение противоречий возможно только с использованием силовых методов. Минобороны фактически признает, что план военного вторжения в Грузию уже существует.
Тбилисская нищета
По оценке западных экспертов, Грузия располагает примерно 27 тыс. военнослужащих в регулярных ВС и 250 тыс. плохо обученных резервистов. Сухопутные войска насчитывают около 24 тыс. человек, две мотострелковые и одну артиллерийскую бригады, а также бригаду национальной гвардии. Имеется также несколько отдельных батальонов, в том числе и тот, что подготовлен американскими инструкторами. Большая часть ВС по мировым меркам является ограниченно боеспособной или полностью небоеспособной.
В боевом составе сухопутных войск числится 79 танков (48 Т-55 и 31 Т-72), 185 БМП и БТР. Артиллерия в основном представлена устаревшими орудиями калибра 85 и 100 мм. Относительно современные самоходные и буксируемые орудия калибром 122 и 152 мм, а также реактивные системы залпового огня "Град" имеются в единичных экземплярах.
ВВС Грузии находятся в еще более плачевном состоянии, чем сухопутные войска. По официальным данным, Тбилиси имеет 6 штурмовиков Су-25, 3 боевых вертолета Ми-24 и 4 многоцелевых Ми-8. Боеготовность всех этих машин вызывает большие сомнения. В особый период за счет чрезвычайных мер на тбилисском авиазаводе может быть достроено ограниченное число штурмовиков Су-25, по которым есть производственный задел советских времен.
Важно отметить, что Грузия практически лишена системы ПВО. В решении задачи разведки воздушного пространства Тбилиси может полагаться лишь на уязвимые гражданские РЛС. Из огневых средств в наличии лишь некоторое количество устаревших зенитных ракетных комплексов "Стрела-10", которые предназначены исключительно для защиты войск на поле боя от низколетящих самолетов.
Страна лишена системы подготовки квалифицированных военных кадров. Органы военного управления Грузии слабо обучены и не имеют опыта планирования и ведения современных общевойсковых операций.
Россия: лучшее, что имеем
Армию России трудно назвать современной и боеспособной, однако именно в Северо-Кавказском военном округе (СКВО) сосредоточено более всего частей, соединений и объединений постоянной боевой готовности.
В полосе от Майкопа до Махачкалы СКВО имеет порядка четырех бригад и не менее девяти десантных, мотострелковых, танковых и артиллерийских полков. В составе округа - одна воздушно-десантная дивизия трехполкового состава.
ВВС округа представлены 4-й армией ВВС и ПВО и насчитывают до 15 истребительных, штурмовых и авиационных полков, которые при необходимости могут быть усилены за счет частей 37-й воздушной армии (дальняя авиация) без перебазирования последней на новые аэродромы.
В целом преимущество России при любом сценарии развития конфликта с Грузией будет подавляющим. Причем оно будет определяться не только количественными, но качественными факторами. Войска, дислоцированные на Северном Кавказе, фактически уже несколько лет находятся на военном положении. В развертывании дополнительных сил и средств практически нет необходимости. Все органы военного управления имеют опыт планирования и ведения боевых действий.
Особо следует подчеркнуть, что формирования 4-й армии ВВС и ПВО легко установят полное господство в воздухе над территорией возможного конфликта. При этом части бомбардировочной и штурмовой авиации по российским меркам боеспособны и имеют опыт нанесения ударов по малоразмерным целям в горно-лесистой местности.
В то же время серьезным недостатком являются недостаточность и низкая исправность вертолетного парка, что не позволит вести крупномасштабные аэромобильные действия, подобные тем, что осуществляют США в Афганистане. Другой проблемой при определенных условиях может стать управление и тыловое обеспечение войск, действующих на большом удалении от пунктов базирования.
Большое влияние на расклад сил в гипотетическом российско-грузинском конфликте может оказать фактор российских военных баз на территории Грузии. В то же время этот фактор не является однозначно положительным для России.
На территории Грузии находятся штаб Группы российских войск в Закавказье (Тбилиси), 12-я (Батуми) и 62-я (Ахалкалаки) военные базы, склады боеприпасов в Сагареджо, отдельно размещаются мотострелковый полк в Хелвачаури и узел связи в Коджори. Помимо этого в Южной Осетии и в Кодорском ущелье Абхазии находятся подразделения российского миротворческого контингента. Общая численность группировки составляет около 15 тыс. человек, на вооружении у них имеется до 1000 единиц бронетехники, несколько вертолетов.
Учитывая трудности в обеспечении ГРВЗ горюче-смазочными материалами и боеприпасами, недостатки в комплектовании и другие обстоятельства, можно утверждать, что уровень боеспособности российских войск в Закавказье достаточно низок. Эти части не только не смогут чем-то помочь войскам, действующим в Панкиси, но в случае обострения обстановки в условиях вооруженных провокаций, в том числе и со стороны не контролируемых официальным Тбилиси формирований, они вряд ли способны оказывать вооруженное противодействие вообще.
В случае противостояния между Грузией и Россией в отношении российских миротворческих сил в Южной Осетии, Абхазии и Аджарии также могут быть проведены вооруженные провокации. Хотя население и руководство этих республик с симпатией относятся к российским военным, но этот вариант исключать нельзя. Предполагаемый сценарий может чем-то напоминать начало 90-х годов в Чечне: бандиты, переодетые в форму Российской армии, проводят провокации в отношении мирного населения, а затем якобы в качестве ответных мер - провокации против российских военных. Цель таких действий - дестабилизировать обстановку, посеять страх и панику, настроить друг против друга мирное население и военных. Анализ мирового опыта свидетельствует, что этого можно достичь, не прилагая особых усилий и не ввязывая в противостояние грузинскую армию.
Одной из самых слабых позиций является военная база в Ахалкалаки. Недостаток ее в том, что в случае ее изоляции со стороны грузинских вооруженных формирований личный состав базы не готов вести боевые действия продолжительное время. Запасы продовольствия, топлива и материально-технического имущества ограниченны, нельзя надеяться и на помощь из метрополии. Поэтому в условиях наступающей зимы, как правило, суровой в этих высокогорных районах, можно смело сказать, что необходима эвакуация не только членов семей военнослужащих, но и всего личного состава.
Наиболее вероятно, что вооруженные провокации будут проведены в отношении личного состава подразделений Российской армии в Тбилиси и Сагареджо. В случае обострения обстановки, например, в грузинской столице, где офицеры штаба ГРВЗ проживают вне закрытых и охраняемых военных городков, они могут стать легкой "добычей" воинствующих националистов, которые используют их в качестве заложников. Этот фактор, безусловно, будет учтен и использован официальными грузинскими властями в случае противостояния с Москвой.
Таким образом, с одной стороны, инфраструктура Минобороны России на территории Грузии позволяет в считанные мгновения перебросить в Закавказье значительные контингенты личного состава и именно там оснастить их тяжелым вооружением. С другой - в случае затяжного конфликта низкой интенсивности часть баз скорее станет уязвимым звеном, чем передовыми плацдармами.
Тактика сторон
С учетом всех факторов у России есть почти полная свобода военных действий в гипотетическом конфликте. Напротив, Тбилиси практически лишен возможности оказывать российским войскам прямое военное сопротивление. В этих условиях оптимальным для грузинского руководства, если оно захочет пойти на обострение отношений с Москвой, будет политика "ни мира, ни войны". В рамках такой тактики можно попытаться сдержать за счет пропагандистских демаршей силовые действия России, одновременно накаляя обстановку в чувствительных для Кремля точках (приграничье, Абхазия, Южная Осетия, военные базы).
В Кремле это, похоже, понимают. Поэтому параллельно с подготовкой операции по преследованию террористов главам Минобороны, ФСБ и ФПС приказано разработать меры по дополнительной защите государственной границы и представить "предложения по разработке спецопераций, направленных на ликвидацию бандформирований в случае повторения попыток прорыва террористов на территорию нашей страны".
Как заявил на пресс-конференции в Ставрополе начальник штаба Северокавказского регионального управления ФПС РФ генерал-лейтенант Валерий Путов, сейчас на чеченском участке российско-грузинского рубежа сосредоточено более 3 тыс. российских пограничников. Генерал Путов отметил, что в подкреплении у пограничников, охраняющих 81-километровый рубеж, подразделения армии, внутренних войск, артиллерия, авиация. Этих сил вполне достаточно, чтобы блокировать и уничтожить банды, которые могут предпринять попытки прорыва через границу.
События прошлого года в Шаро-Аргунском ущелье и этого года в ущелье Кериго показали, что в целом меры приняты правильные. Единственное, что может потребоваться, так это с учетом уроков и выводов недавних боев и сосредоточения бандформирований вблизи границы с Грузией внесения некоторых корректив в существующую систему взаимодействия и обеспечения.
Это, кстати, уже начало реализовываться. На совещании в Грозном под руководством начальника Генштаба Анатолия Квашнина принято решение, что впредь всю ответственность за ситуацию в районах Чечни будут нести военные коменданты. С этой целью все находящиеся на территории района силовые структуры и части будут подчиняться исключительно им. Так что в принципе чего-то кардинального силовым структурам делать не придется.
Ближайший прогноз
Несмотря на острые политические разногласия, нельзя до конца исключать возможности проведения совместной операции с вооруженными силами и МВД Грузии против боевиков в Панкисском ущелье. Для силовой акции подобного масштаба требуется не так много сил и средств - несколько усиленных мотострелковых и парашютно-десантных батальонов при поддержке фронтовой и армейской авиации. Операция может быть проведена в три этапа. На первом - по разведанным целям в ущелье будут нанесены бомбо-штурмовые удары (БШУ) фронтовой авиации и ударных вертолетов, осуществлена высадка разведывательно-диверсионных групп спецназа ГРУ Генерального штаба. В южных районах Чечни в этот момент силами мотострелкового полка может быть осуществлено выдавливание оставшихся в горной части республики боевиков на территорию Панкисского ущелья.
Второй этап предполагает изоляцию района боевых действий. Это может быть практически осуществлено с помощью двух-трех усиленных артиллерией и танками мотострелковых батальонов. К боевым действиям в этот период вполне возможно подключение вооруженных сил и подразделений МВД Грузии (разумеется, если к этому в Тбилиси будет проявлена политическая воля).
И, наконец, на третьем этапе силовой акции планируется окончательное уничтожение отрядов боевиков огнем артиллерии и БШУ авиации, прочесывание лесных массивов и ликвидация остаточных бандгрупп. Усиление группировки войск на этом этапе может быть осуществлено за счет переброски личного состава российских Вооруженных сил на базы в Грузии (в основном экипажей боевых машин и расчетов орудий и установок), использования техники, складированной на базах, и последующих ударов по боевикам с тылу. Численность подобного отряда, высаженного на ближайшей российской базе в Ахалкалаки, может составлять один-два батальона.
Однако вовсе не исключен и такой вариант операции, при котором российские войска будут действовать исключительно самостоятельно. Разгромив бандгруппы и лагеря по подготовке боевиков в Панкисском ущелье, они на "плечах отступающего противника" могут войти на остальную территорию Грузии, уже там Эдуарду Шеварнадзе будут продиктованы условия дальнейшего существования этой закавказской страны как субъекта международного права.
Наконец, в гипотетических действиях России на территории Грузии может быть усмотрена сильная аналогия с американскими планами по устранению режима Саддама Хусейна (о чем уже ранее говорила "НГ"). Роль Курдского автономного района здесь могут сыграть сразу три неподконтрольных официальному Тбилиси региона - Абхазия, Южная Осетия и при определенных обстоятельствах Аджария. Делегации правительственных и парламентских структур двух непризнанных республик постоянно осаждают Москву с просьбами о политической и военной помощи.
Многое теперь зависит от чисто военной стороны решения проблемы. Сейчас именно тот случай, когда российские Вооруженные силы востребованы политической обстановкой, сложившейся на южных рубежах государства. Политический замысел Кремля можно считать почти безупречным, но многое, если не все, может быть испорчено бездарным военным исполнением. Предполагать такой вариант событий вполне реально, учитывая уровень подготовки Российской армии. Видимо, это принимается в расчет и в Кремле, и на Арбатской площади. Именно поэтому к предстоящей силовой акции будет привлечено сравнительно небольшое количество подразделений, уже хорошо зарекомендовавших себя в боях.