Провал российско-белорусского сближения ставит под угрозу политическую карьеру Александра Лукашенко, который оказался заложником собственной пророссийской политики. В сложившейся ситуации России очень легко диктовать свои условия. Поэтому поведение Путина, разговаривающего с Лукашенко почти в императиве, кажется логичным.
Союз России и Белоруссии долгое время был символом новой российской внешней политики. После крушения и распада СССР, полного невнимания к постсоветскому пространству и следования западным доктринам договор, подписанный Лукашенко и Ельциным, воспринимался как поворот к самостоятельной интеграции евразийского пространства. Интеграции не получилось. Импульсивные действия белорусского президента с лихвой компенсировались отсутствием идей, глухим сопротивлением правительства и президентского окружения. Весь процесс держался исключительно на целеустремленности Лукашенко, которому были тесны рамки собственного государства и которому дряхлеющий президент России, казалось, уступал площадку.
Появление на политической сцене Путина спутало планы белорусского лидера, поскольку тайные мечтания и искренние устремления потерпели крушение. Молниеносные и успешные визиты Путина в Азербайджан и Узбекистан были многократно усилены политическими победами на Украине, и Белоруссия, как свет в окошке, погасла. Более того, Россия, ощутив силу, не сочла нужным продолжать себя связывать путами прежних, довольно жестких ограничений. В сложившихся обстоятельствах соблазн сломить паритет оказался непреодолимым. Для этого были все основания.
Во-первых, режим Лукашенко однозначно негативно воспринимается в клубе западных государств, который терпит Александра Григорьевича исключительно из-за оглядки на Россию. Любые жесткие шаги последней по отношению к Белоруссии будут встречаться аплодисментами. Во-вторых, белорусская экономика на три четверти зависит от сотрудничества с Россией. И при фактическом игнорировании Белоруссии западными экономическими партнерами Москва в состоянии решать, быть или не быть этой экономике. При этом г-н Лукашенко не испытывает должного почтения к своему восточному соседу, а его таможенные службы ведут себя совершенно бандитским образом по отношению к российскому транзиту. Бесчинства самого Лукашенко стали уже притчей во языцех. Терпеть это действительно трудно. В-третьих, сегодня популярность любимого батьки дала трещину, и в стране началось глухое брожение.
Однако при спокойном взгляде на обстоятельства картина не выглядит столь благостной. Прежде всего Лукашенко (как истинно советскому лидеру) удалось убрать с политической сцены практически всех самостоятельных политиков, а тех, кто имел силы сопротивляться, он загнал в маргиналии. Ярких и самостоятельных политиков в истеблишменте практически не осталось. Если Лукашенко не захочет сойти со сцены, а он, вероятнее всего, не захочет, то не найдется никакой силы, которая сумеет этого добиться. Напротив, сам Лукашенко может развернуть антикремлевскую кампанию, изменив настроения населения и даже мобилизовав в свой лагерь антироссийских радикалов. Через некоторое время это приведет Белоруссию к катастрофе и крушению режима Лукашенко, но России - я уже не говорю о белорусском народе - это ничего не даст. Власть может быть подхвачена только националистическими лидерами, потому что только в том лагере остались яркие люди, обладающие волей и точным знанием своего интереса.
Так, может, России и надо сделать ставку на националистов? Именно так поступил Немцов, предложив одному из наиболее одиозных лидеров оппозиции сотрудничество Кремля. Этот сценарий хорошо известен. В конце 80-х демократы поддерживали всех националистов, полагая, что национализм и антиимперская фразеология и есть синонимы демократии. Итогом стало торжество националистических режимов почти на всем постсоветском пространстве. До сих пор мы работаем над тем, чтобы смягчить дискриминацию русскоязычного населения в странах Балтии. До сих пор Молдавия расколота на враждебные части, а в Абхазии сохраняется угроза военного противостояния. Каждый может продолжить перечень. Приход к власти в Минске нынешней объединенной оппозиции - движение в том же русле. Россия еще не сумела опомниться от украинского кризиса, тесно связанного с националистическими настроениями значительной части политической элиты. Надо ли ей на свою голову вызывать новый кризис? Именно поэтому инициатива Немцова является безответственной и опасной.
Впрочем, не менее опасной является идея включить в состав России шесть новых субъектов Федерации. Помимо того что эта идея нереализуема, поскольку неприемлема даже для Лукашенко, само ее обсуждение гальванизирует еще не забытые страхи и мифы о российской экспансии. Если бы такие проекты всерьез стали обсуждаться на государственном уровне, Россия превратилась бы в пугало не только на пространстве бывшего СССР.
На мой взгляд, наиболее оправданным было бы продолжение переговоров с Лукашенко для движения по европейскому сценарию интеграции. Конечно же, это потребует пересмотра первоначальных договоренностей. И здесь предложения Путина о создании рабочей группы мне кажутся уместными. России нужна передышка в этом ставшем опасным процессе. Прежде всего для осмысления собственных интересов и для поиска реальных партнеров в деле российско-белорусского сближения. Равно как и для поиска взаимоприемлемых схем.