Принято думать, что в России два типа политических партий: у одних есть рейтинг (хотя бы в пределах статистической погрешности), а у других его нет, не было и никогда не будет. Это выведено из многолетних наблюдений и до недавних пор казалось естественным и бесспорным. Однако ни одна догма не вечна, у всякого правила со временем появляются исключения.
Короче говоря, теперь в РФ есть партия третьего типа. Ее особенность состоит в том, что она существует только в форме рейтинга. Иными словами, рейтинг есть, а самой партии нет. Причем ее нет ни в качестве материального тела, ни даже в виде юридической фикции - наподобие подпоручика Киже. А рейтинг есть - это научный факт, ежемесячно фиксируемый ВЦИОМ. Наш главный социологический институт из месяца в месяц интересуется у россиян, за какую партию (блок) они проголосовали бы, если бы в ближайшее воскресенье были парламентские выборы. И с той же методичностью от 4 до 7 процентов граждан отвечают: за "Женщин России". В последнем опросе таковых было 6 процентов - ровно столько же, сколько у "Союза правых сил". А главное - больше, чем нужно для прохождения в Думу.
Откуда растет рейтинг у "правых сил" - не вопрос. Они каждый день - либо в телевизоре, либо в газете. То армию реформируют, то сельхозугодия в оборот пускают, то Лукашенко гнобят... Страна видит: не спят люди, делают свое правое дело... Но кто последний раз видел в деле "Женщин России"? Когда это было? Как они выглядят? Если покопаться в памяти, можно, конечно, вспомнить Госдуму 1993-1995 гг., там была такая фракция. У кого-то, может, сохранился пригласительный билет на всероссийскую конференцию движения "Женщины России". Она состоялась, кажется, летом 1999-го. Это был их последний форум, с тех пор ни съездов, ни пленумов, ни заявлений для печати, ни каких-либо иных признаков политического существования. Была организация и пропала, растворилась, как иголка в кислоте.
Корреспондент "НГ" на всякий случай позвонил в Минюст: не числятся ли "Женщины России" в реестре политических партий? "Да они и документов не подавали", - ответили в Минюсте. Потом корреспондент начал шарить по интернету - может, эти дамы в "виртуал" ушли? Интернет сначала выдал страничку "Движения женщин России" (лидер - Екатерина Лахова), последняя новость на этом сайте датирована февралем 1999 года. Следом открылась страничка "Движения "Женщины России" (лидер - Алевтина Федулова), здесь информация ненамного свежее - за декабрь того же года. В этом пространстве они, значит, тоже давно не живут.
Но рейтинг-то есть! Шесть процентов - не кот наплакал. Другие из кожи лезут, бешеные деньги на рекламу изводят, структуры отстраивают, а процента наскрести не могут. Что за чудо наш электорат! Голосует, а, поди, и не знает, что эти "Женщины" - в двух экземплярах. Интересно, кстати, каких "Женщин" рейтингует ВЦИОМ? Или 6% - это на двоих? Замдиректора ВЦИОМ Алексей Гражданкин успокоил: "В опросных листах мы в скобках указываем: Федулова". То есть электорат в курсе. Если, конечно, он отличает Федулову от Лаховой на слух.
Впрочем, оспорить выбор социологов трудно: честь основательницы женского политического движения в РФ по праву принадлежит Алевтине Федуловой. Это под ее водительством в декабре 1993-го "Женщины России" с триумфом въехали в Думу, получив 8 процентов голосов и посрамив угрюмых сексистов, твердивших, будто создавать политические организации по половому признаку - это извращение. Лаховские "Женщины" появились тремя годами позже, отколовшись от материнского движения. Раскол был болезненным, но неизбежным. Дело в том, что Екатерина Лахова - брюнетка, имевшая хорошие связи в команде президента Ельцина, а Алевтина Федулова - блондинка с большим опытом руководящей работы в тоталитарной системе. При таких различиях дамам трудно было договориться, кто у них первая леди, а кто вторая, и они разошлись.
Перед последними выборами Федулова попросилась в лужковское "Отечество". Как тогда злословили, главная политическая цель женщины - ухватиться за крепкую мужскую штанину. В "Отечестве" с дамами обошлись традиционным способом - запихнули в самый конец избирательного списка. Дамы оскорбились, решили баллотироваться самостоятельно, однако было уже поздно. К "Отечеству" же прислонила своих женщин и Лахова, но эти не стали оскорбляться, благодаря чему Екатерина Филипповна получила депутатский мандат, потом место в политсовете партии "Единая Россия", что освободило ее от необходимости делать политическую карьеру в рядах женского движения.
Таким образом, все 6% голосов Алевтина Федулова и ее "Женщины России" могут смело забирать себе, ни с кем не делясь. Установив это, корреспондент "НГ" стал еще настойчивее разыскивать госпожу Федулову.
Алевтина Васильевна, как на грех, заболела, а замещавшая ее Галина Галкина оказалось женщиной страшно занятой. До конца сентября все расписано по минутам. Сначала крупное мероприятие в Астрахани, потом надо лететь в Хабаровск - там мероприятие еще крупнее. К счастью, женщины не очень умеют врать, и через несколько дней Галина Галкина созналась: "Время мы, конечно, нашли бы. Но нам этот разговор не нужен, потому что о подготовке к выборам мы ничего рассказать не можем. Мы ведь движение, а не партия, и теперь, по новому закону, у нас нет права самостоятельно участвовать в выборах", - обреченно вздохнула Галкина. Корреспондент удивился: что за проблема - перелицевать движение в партию? Все это делают легко. "Мы тоже можем, - неуверенно сказала Галина Николаевна. - Но нам это не нужно. Все равно на выборы у нас нет денег. Мы же нищие женщины, нам провести учредительную конференцию не на что".
Тут корреспондент решил пожурить бедных дам за слабость волевого начала и заниженную самооценку. На что им деньги, если у них есть самое главное - рейтинг? Другим надо сильно потратиться на покупку голосов, а у них 6% уже в корзине. "Рейтинг у нас и в прошлый раз был, - вздохнула Галина Николаевна. - А что толку? Поймите: никому не нужно, чтобы женщины шли во власть". - "Как это не нужно? - не поверил корреспондент. - Кому именно?" - "Да никому, начиная с администрации президента!"
Попытка убедить Галкину, что партия, в которой нуждаются избиратели, может не нуждаться ни в какой администрации, успеха не имела. Женщины уже твердо решили: если идти на выборы, то лишь в блоке с какой-либо мужской партией. То есть опять надо прижиматься к чьей-то штанине.
По законам природы сено к корове не ходит. И в нашем случае не дамам следовало бы искать себе альфонса, а богатенькие женихи должны б были толпиться у их горницы. Однако наши дамы не в меру скромны, а женихи чересчур много о себе понимают, поэтому в конце концов доверчивых леди опять объегорят. Но чего они хотят от этих мужланов?