Председатель Центризбиркома Александр Вешняков выступил с очередной инициативой. Главный смысл сводился к одному: мобилизовать административный ресурс в пользу "Единой России" и президента Путина. Таким образом, появляется многовариантность губернаторского присутствия в предстоящих федеральных кампаниях.
"Думский вариант" предполагает, что губернаторы (кому это можно) совмещают свои выборы с думской кампанией. Если это произойдет, то одновременно с выборами депутатов Государственной Думы должны пройти выборы глав исполнительной власти в 39 регионах с общей численностью около 54 млн. избирателей. Понятно, что это было бы выгодно "Единой России". У нее появлялась возможность сформировать "нерушимый блок партийных единороссов и беспартийных губернаторов" (кстати, действительно в основном беспартийных), что обеспечивало бы мощную административную поддержку партии власти. При таком раскладе на президентские выборы остается всего лишь 11 регионов с 10 миллионами избирателей.
Очевидно, что вероятность такого сценария весьма мала, поскольку присоединение к думским выборам не привлекательно для губернаторов, менее эффективно. С другой стороны, у кремлевских политтехнологов уклонение губернаторов от совмещения своих выборов с президентскими должно вызвать естественное беспокойство. Кроме того, избравшись раньше Путина, руководители регионов, безусловно, станут более независимыми, а значит, не столь управляемыми, как хотелось бы инициаторам идеи совмещения.
"Вешняковский вариант" означает: тех из губернаторов, которым надлежит переизбираться в 2003 году, Кремль подключал к выборам в Думу. Соответственно региональные начальники с истекающими полномочиями в 2004 году, "сомкнув ряды", должны обеспечить победу Владимиру Путину. При таком подходе регионы и избиратели распределялись следующим образом: к Думе отходило 14 регионов с 23 миллионами избирателей, к президентским выборам - 36 регионов и 42 миллиона избирателей соответственно.
К думским выборам приписываются достаточно крупные регионы, такие как Москва, Ленинградская и Свердловская области, Республика Башкирия, тогда как под президентские выборы уходят регионы с меньшим числом избирателей. Понятно, что с большими регионами и работу организовать проще, и административный ресурс можно использовать с более высоким коэффициентом полезного действия.
Не выдерживает критики логика Вешнякова и с точки зрения политической окраски субъектов Федерации. В процентном соотношении в думской части меньше "красноты", чем в президентском региональном пуле. Таким образом, трудно представить, что технологи из Кремля создадут себе лишнюю "головную боль" и отдадут все лакомые (с электоральной точки зрения) куски под выборы в Госдуму, а не под выборы президента.
"Президентский вариант" предполагает, что все губернаторы, которым позволяет закон, совмещают свои выборы с президентскими. В цифрах это означает, что под президентские выборы попадают 49 регионов с электоральной базой в 63,7 миллиона человек.
Этот вариант для чиновников, ответственных за избрание Путина в очередной раз президентом, может показаться более предпочтительным. Если же учесть, что в повестке дня нынешней администрации стоит задача обеспечения победы в первом туре выборов, то можно предположить только одно: будучи взятой на вооружение "вешняковская затея" может быть реализована исключительно в ее "президентском" исполнении.
Для "Единой России" выполнение плана Вешнякова вообще попахивает провалом. Ну в самом деле, если все оставить в нынешнем виде, то с думской избирательной кампанией совпали бы выборы в упоминавшейся уже Москве, Ярославской и Вологодской областях. Без лишнего шума можно было бы чуть-чуть сдвинуть выборы в Московской, Новосибирской и Тверской областях. В результате "Единая Россия" получала неплохую "электоральную делянку" - около 22 миллионов потенциальных избирателей. Дело бы оставалось за малым - ее "административным окучиванием", а в результате применения "инициатив Вешнякова" остается лишь шесть сотен тысяч избирателей Мордовии.
Понятно, что губернаторам спустят "сверху план по сдаче урожая голосов за "Единую Россию", однако далеко не каждый из них захочет публично заявлять о поддержке "единороссов" - свои выборы на носу, может не правильно понять собственный электорат. Губернаторы знают, что им дороже.
Отсюда следует однозначный вывод: решение вопроса о совмещении выборов попадает в зависимость не только от желания треугольника "Кремль-губернатор-председатель Центризбиркома", но и от настроений многочисленного регионального депутатского корпуса.
И последнее. Наверное, инициативный председатель Центризбиркома исходил из самых лучших побуждений, когда во время поездки в Архангельскую область выдал идею совмещения. И средства экономятся, и федеральные выборы подкрепляются региональными. Эдакая электоральная пирамида по принципу "ты мне - я тебе"! Но "всем сестрам по серьгам", как мы видим, не получается: либо "Единой России", либо Владимиру Путину!
Самое печальное, что такие "ноу-хау" волей-неволей заставляют задуматься, а все ли так хорошо у Владимира Владимировича с победой в первом туре? Ведь если все хорошо, тогда зачем эта суета с совмещением? Ну а если в реальности дела не так блестящи?