Известно, что ряд членов кабинета министров настаивает через своих пресс-секретарей, чтобы в газетах их называли "либеральным крылом правительства". О таком целенаправленном позиционировании им рассказывали более опытные товарищи, закаленные еще в приватизационных боях середины 90-х годов. Уже тогда стало очевидным, что правильное позиционирование в пространстве политических ярлыков и брэндов может оказаться бесценным в условиях скандалов по корыстным мотивам (взятки, гонорары, злоупотребления). К тому же жесткая терминологическая ниша как бы дает всем понять об имплицитном присутствии оппонентов, в данном случае - "нелиберального крыла". А это, в свою очередь, позволяет редуцировать любой содержательный конфликт, например о приоритетах макроэкономической политики, или характере реструктуризации естественных монополий, или условиях и темпах вступления в ВТО к простому противостоянию типа либерал-ретроград или реформатор-олигарх.
Главный мотив такой потребности для указанных министров состоит в необходимости знаковой идентификации на Западе. Всем известно, что для налаживания отношений с политической и экономической элитой в развитых странах очень важно говорить на одном с ними языке. Вместо слов "мир", "дружба", "перестройка" в 90-е годы пришли "приватизация", "либерализация", "стабилизация". Понятия типа "национальный экономический интерес", "стратегия экономического роста", "промышленная политика", "региональная стратегия" и т.п. не вписывались в концепцию "вашингтонского консенсуса" - доминирующего подхода к формированию приоритетов экономической политики в странах с переходной экономикой. А стало быть, на всякий случай любителей таких слов стали шельмовать как противников современной экономической цивилизации. Как любит повторять один экономический публицист-чиновник: "В мире слишком мало умных решений, чтобы отвлекаться на глупости". Еще из любимых определений предлагаемых мер - "экзотические".
Внимательное изучение форм и методов экономической политики развитых стран подсказывает, что эта политика носит сугубо прагматичный характер, в основе которого лежит поддержка конкурентоспособных позиций национального капитала. При этом, понимая роль конкуренции как фактора развития, эти страны создали международные финансово-экономические организации с функциями преодоления национальных барьеров, в т.ч. и обусловленных политическим и экономическим лоббизмом национальных элит. Произошло своего рода разделение экономических властей на тех, кто по своим должностным обязанностям должен проводить и отстаивать противоположную по форме, но единую в стратегическом плане политику. При этом задача отстаивать интересы национального бизнеса ложится на плечи членов кабинета, а задача ужесточения режима конкуренции поручена международным чиновникам. У нас, как мне кажется, опять все перепутано: министры "либерального крыла" лоббируют интересы иностранного бизнеса, расчищая ему дорогу на российский рынок. Примеров много: от апологии сборочных заводов "Фольксвагена" в противовес нашим "ВАЗам" и "Волгам" до снятия барьеров для проникновения в тысячи раз более мощных европейских и американских страховых компаний на наш быстро растущий рынок. Доминирующими аргументами "министров-либералов" при этом являются, во-первых, интересы российского потребителя, а во-вторых, опасность коррупции в случае проведения промышленной политики.
На мой взгляд, аргументы слабые. Во-первых, не существует абстрактного потребителя. Это, как правило, люди, конкретно занятые на конкретных предприятиях в конкретных регионах. Скажите, кто из этих людей, если их выбросят на улицу в случае закрытия предприятия, будет претендовать на собранный на территории России "Фольксваген" по цене от 10 тыс. долларов? Ведь они будут получать пособие по безработице. Кстати, в местном бюджете не будет денег на эти пособия, т.к. не будет налоговых доходов с закрытых предприятий. Во-вторых, занимаясь апологией импорта в интересах потребителя, никто из указанных министров не говорит об уровне дохода для российских потребителей на уровне среднезападного. Т.е. доход основной массы домашних хозяйств планируется на уровне безработных, а товары и услуги на уровне мировых цен. Такой подход вообще характерен для логики многих сторонников стремительной интеграции - показательны в этом отношении требования ЕС к России о повышении цен на электроэнергию и газ как условие поддержки нашей заявки на вступление в ВТО.
В-третьих, игнорируется бесспорный факт того, что промышленная политика является самым эффективным инструментом экономического роста. Что касается коррупции, то события в "Уорлдкоме" и "Энроне", лидерах самой либеральной экономики мира, подтверждают простую истину о живучести этого человеческого порока на протяжении веков и пространств.
В-четвертых, азиатский кризис показал, что контроль за государственными и, что самое важное, корпоративными финансами - самостоятельная важнейшая задача правительств и центральных банков безотносительно к содержанию экономической политики государства. Со злоупотреблениями в этой области надо бороться всегда. Я бы считал заблуждения "министров-либералов" относительно приоритетов и методов проведения экономической политики России печальной реальностью сегодняшнего дня и только, если бы не нарастающий ком сообщений о фактах реального волевого и предельно субъективного вмешательства этих министров в экономику страны. По существу, речь идет о том, что, отказываясь институционализировать государственное регулирование экономики через открыто и публично обсужденные и принятые программы промышленного, аграрного, регионального, финансового развития, представители "либерального крыла" оставили за собой право на тайное, субъективное и бесконтрольное вмешательство в экономику. Именно эта способность делает указанных министров одними из самых влиятельных лоббистов в нашей стране. Сообщения о том, что высокопоставленный министр или даже вице-премьер делает звонки губернаторам, прокурорам и высшим милицейским чинам, понуждая их вмешиваться в различные хозяйственные конфликты на стороне своих земляков, лишний раз свидетельствуют о том, что в сознании "министров-либералов" произошла серьезная деформация представления о принципах либеральной экономики в направлении усиления субъективно-лоббистских тенденций. Мне кажется, что ресурс имиджа "либерала" в глазах прежде всего Запада хотя пока еще и работает, но соткан из тонкой материи. Она быстро тратится при разглашении фактов, которые неприемлемы для истинно либеральных экономик. История с "Уорлдкомом" и "Энроном" об этом свидетельствует убедительно. Звезды закатываются быстро.