Вчера в Комитете по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации политики и эксперты обсуждали судьбу спорных территорий в Беринговом море. Главной новостью стало участие в дискуссии сотрудников российского МИДа и американского посольства в Москве. До сих пор обвинения в неправильном разделе морских территорий выдвигались заочно. Причем вопрос о законности соглашения Бейкера-Шеварднадзе 1990 года звучал скорее как риторический, и задавали его в основном представители оппозиции или дальневосточники. Теперь же эта тема не только приподнята на официальный столичный уровень, но и имеет все шансы вылиться в крупный международный скандал.
Наблюдатели сразу обратили внимание на то, что время для выдвижения подобных претензий выбрано, мягко говоря, не самое удачное. Америке сейчас явно не до северных морей. Но, с другой стороны, демарш российских сенаторов вполне укладывается в логику наших внешнеполитических инициатив последних недель, изначально рассчитанных скорее на отказ, чем на успех. Поэтому обвинения в жульнической аннексии части российских морей, предъявленные бывшему министру иностранных дел СССР Эдуарду Шеварднадзе и Соединенным Штатам, можно трактовать и как асимметричный ответ на попытки грузинского лидера сделать из Москвы реального геополитического врага, заручившись при этом серьезной поддержкой Вашингтона.
Дискуссия о спорных территориальных водах между Аляской и Чукоткой велась еще с 1977 года. Это был всего лишь один из участков сражений на фронтах холодной войны.
А в 1990 году, когда заключили мир, глава МИДа Эдуард Шеварднадзе и госсекретарь США Джеймс Бейкер подписали "Соглашение о разграничении морских пространств в Беринговом и Чукотском морях". Однако Верховный совет СССР, а затем и парламент России отказались его ратифицировать, что явилось отголоском уже других, внутренних войн - в частности, противостояния между командой Ельцина и командой Горбачева. Тем не менее соглашение де-факто считалось вступившим в силу, и наши промысловые суда на территорию, отошедшую Америке, уже не пускали.
Почти 10 лет этот вопрос на федеральном уровне не поднимался, и вот сейчас за разработку данной темы взялись сразу два профильных комитета Совета Федерации - Комитет по делам Севера во главе с Александром Назаровым и Комитет по международным делам во главе с Михаилом Маргеловым. Эти два сенатора и вели вчерашнее заседание. Перед его началом журналистам раздали пресс-релиз с "историей вопроса", подготовленный комитетом Назарова. Из этой истории вытекало, что еще начиная с 1977 года Америка все время переигрывала Россию при дележе северных морей. Сперва русские отдали американцам 23,7 тыс. квадратных километров. Вашингтон обязался компенсировать этот "подарок" предоставлением квот российским рыбакам в объеме 150 тыс. тонн рыбы ежегодно. Однако с вводом советских войск в Афганистан компенсации прекратились. В 1990 году Шеварднадзе и Бейкер поделили еще один район. Причем сделали это таким образом, что граница, как сказано в пресс-релизе, "прошла по изогнутой, грубо говоря, линии". В результате страна лишилась морской площади в 7,7 тыс. квадратных километров, 200 тыс. тонн минтая ежегодно, а следовательно, и доходов в 200 млн. долларов в год. Более того, районы, переданные американцам, гипотетически могут быть богаты нефтью и газом, а районы, отошедшие русским, - наверняка нет, считают авторы справки. Так же неравномерно, утверждают они, был поделен и континентальный шельф в нейтральных водах.
Открывавший заседание Александр Назаров изложил вкратце те же тезисы и резюмировал: "Было принято весьма скоропалительное решение". С ним был согласен и Михаил Маргелов: "Был создан весьма интересный прецедент. Уступка части территории произошла не путем ратификации, а путем обмена дипломатическими нотами". Но главы комитетов напрасно тратили свое красноречие. Американская сторона на встречу опаздывала, и сенаторы не на шутку заволновались: а вдруг американцы вообще манкируют этим мероприятием международного значения?
Впрочем, предстояло еще уговорить и своих соотечественников из МИДа. До сих пор наши дипломаты уклонялись от серьезного обсуждения этого скользкого вопроса. Однако недавно Александр Назаров изложил свой план Владимиру Путину, и тот дал поручение мидовцам во всем разобраться. На вчерашней встрече присутствовали начальники сразу двух отделов правового департамента МИДа - Валерий Князев и Вадим Постнов. После заседания Назаров заявил журналистам, что МИД на его инициативу прореагировал "положительно". Судя по высказываниям других участников встречи, сотрудники нашего внешнеполитического ведомства разъяснили правовые аспекты данной проблемы, а также попытались отвести сенаторский гнев от Эдуарда Шеварднадзе, переведя стрелки на Михаила Горбачева: "Он был только ручкой, рукой же был президент СССР".
Американцы в Совет Федерации все же пришли. Точнее, сюда приехала первый секретарь посольства США Мелисса Сандерсон. Но она наотрез отказалась комментировать представителям прессы итоги обсуждения. За нее высказался тот же Александр Назаров. Он заявил, что американская сторона проявила огромную заинтересованность в скорейшем выходе из этой кризисной ситуации. Выход же сенаторы видят в том, чтобы выделить определенное количество квот российским рыбакам и вновь начать пускать наши суда на территорию, которая отошла к США.
Сенатор Назаров считает, что новое соглашение может быть достигнуто уже через 2-3 месяца. Однако трудно поверить, что американцы вообще пойдут на уступки, тем более так быстро. Они и без того тратят немалые средства на российские разоруженческие программы. Вряд ли Вашингтон легко согласится раскошелиться еще и в пользу нашей рыбной промышленности. Другое дело, что тема спорной морской территории может быть использована как еще один козырь в более крупных играх - скажем, вокруг иракской проблемы.