Классическая теория парламентаризма утверждает, что призвание парламента - быть "коллективным разумом нации", практической же его задачей является "переплавка" многообразных "групп интересов" в "коллективную волю народа".
На сегодняшний день претендующая на абсолютное большинство в новой Думе "Единая Россия" - это объединение чиновников всех уровней и рангов и тех, кто по тем или иным причинам (вовсе не всегда предосудительным) желает быть при власти. Между тем в парламенте классического образца могут быть представлены какие угодно "группы интересов", но только не самодовлеющие интересы чиновничества, которое помимо всего прочего образует совсем иную, самостоятельную ветвь власти - исполнительную.
На другом полюсе в Думе расположилась "непримиримо-послушная" КПРФ, которая представляет некие общественные настроения - здесь и грезы о возвращении в советский "потерянный рай", и страх перед глобализацией под эгидой США, и доморощенные конспирологические изыскания на предмет "сионистского засилья". Но эти настроения трудно конвертировать в какие-либо общеполезные результаты, если, разумеется, не иметь в виду идею новой революции, которой вожди КПРФ на самом деле опасаются не менее чем партия власти. Прочие думские партии постепенно сдают позиции.
Вероятно, отечественный парламентаризм все же мог бы эволюционировать в направлении классических моделей. Но для этого необходимо, чтобы силы, отражающие реально существующие в обществе интересы и потребности, в самом ближайшем будущем идейно отрефлексировали себя, политически активизировались и достигли некоего единства действий.
Одна из таких сил, пожалуй, на данный момент наиболее перспективная - это условно называемые "аграрии", которых не следует отождествлять с Агропромышленной депутатской группой, "мобилизованной и призванной" по воле вождей КПРФ. К сожалению, "аграрный проект" в новой России оказался изрядно дискредитированным. Либеральные реформаторы, подобно одному министру экономики, были убеждены, что не к лицу нам выращивать собственных "худосочных коров"; достаточно продать нефть и газ, а молоко, сыр и колбасу практичнее закупить в Дании. Сегодня эти настроения уже канули в Лету; к российскому политическому классу пришло осознание того факта, что Россия может и должна вернуть себе статус великой аграрной державы.
Рискнем даже утверждать, что "аграрный проект" в перспективе мог бы стать той самой объединяющей идеей, которую Борис Ельцин столь энергично, но безуспешно выколачивал из своих придворных политологов. Социальная база данного проекта не ограничивается теми людьми, кого принято называть "сельскими тружениками": это и владельцы приусадебных участков, и садоводы, и любители домашних животных, и борцы за чистоту среды обитания. Словом, все те, кто так или иначе соприкасается с землей, любит землю, кому грустно смотреть на заросшие буйными сорняками пашни, на замусоренные упаковками из-под импортных "яств" городские водоемы, на парки, превращенные в свалки.
На сегодняшний день, как показывает ряд опросов, число граждан, готовых участвовать в движении за подъем села и облагораживание земель самого разного назначения, многократно превышает число членов различных аграрных партий и движений. Что же мешает этим партиям и движениям выступить на выборах "единым фронтом" и получить собственное представительство в Государственной Думе, с тем чтобы активно лоббировать там "земные", а не виртуальные общественные интересы? На "низовом" уровне противоречия между аграриями-практиками различных форм собственности не столь уж заметны, а общность проблем и интересов - налицо. В Оренбургской области, например, весьма плодотворно взаимодействуют крупная ферма бывшего вице-премьера Александра Заверюхи, коллективное, но достаточно авторитарно управляемое местным атаманом хозяйство, объединяющее казаков, и слегка реформированные колхозы.
По данным ВЦИОМ, 71,4 % опрошенных полагают, что в российском парламенте должны быть представлены политические силы, отстаивающие интересы отечественных производителей сельхозпродукции. Характерно, что среди сторонников данной точки зрения большинство составляют не пенсионеры, а люди самого активного возраста - от 25 до 54 лет.
Для реализации "аграрного проекта" необходимо, разумеется, соответствующее политическое движение. В его роли более всего способно выступить возникшее сравнительно недавно Российское аграрное движение. Это движение не идеологизировано, оно может стать платформой для консолидации аграрных сил различной политической ориентации, не в последнюю очередь в связи с тем, что оно владеет рычагами влияния на принятие политических решений.
Если "аграрный проект" будет реализован, то вместо борьбы с ветряными мельницами, которую под эгидой КПРФ ведут сегодня иные депутаты - "аграрии" (вроде обличения мифических намерений правительства продать иноземцам Красную площадь и Пискаревское кладбище), речь в парламенте пойдет о том, как обустроить нашу землю. Ту землю, которая, как отмечается в летописи Нестора (с. 8), "велика и обильна, а наряда в ней нет".
Реализация "аграрного проекта" объективно лежит в сфере интересов президента, если, разумеется, он имеет в виду интегрировать существующие в обществе конструктивные идеи и инициативы. На основе подобных проектов парламент из былого непримиримого врага и нынешнего покорного слуги исполнительной власти может постепенно превратиться в ее делового партнера, без чего принцип разделения властей окажется подмененным либо буйной и деструктивной виртуальной политикой, либо удушающим политическим унитаризмом.