С некоторых пор у отдельных российских чиновников вошло в практику не только активно вмешиваться в хозяйственные споры коммерческих структур, но и забывать при этом о своих прямых обязанностях - защите интересов государства. В немалой степени из-за подобного поведения некоторых представителей власти наша компания уже около двух месяцев втянута в акционерный конфликт вокруг Котласского ЦБК. А вместо цивилизованного разрешения этого спора мы видим, что к кампании по дискредитации альянса новых собственников комбината помимо наших прямых оппонентов подключаются и некоторые государственные чиновники.
В настоящее время миноритарный акционер Котласского ЦБК компания "Илим Палп Энтерпрайз" продолжает агрессивную и некорректную кампанию с привлечением административных и силовых ресурсов против новых акционеров Котласского целлюлозно-бумажного комбината: компаний "Базовый элемент", "Континенталь Менеджмент" и "Банкирский дом "Санкт-Петербург", владеющих в общей сложности более 60% акций КЦБК.
Совершенно очевидно, что действия "Илим Палп" против добросовестных приобретателей ценных бумаг Котласского ЦБК призваны замаскировать реальные обстоятельства смены собственника контрольного пакета акций предприятия.
Следует вспомнить, что "Илим Палп" потерял права собственности на контрольный пакет акций Котласского ЦБК из-за невыполнения своих обязательств перед государством. Тем удивительнее выглядят сегодня попытки некоторых должностных лиц вмешаться в ситуацию на стороне частной корпорации "Илим Палп", а не на стороне государства, интересы которого должны отстаивать чиновники. Это попытка навести тень на плетень - хотя ситуация ясна, как божий день.
Давайте обратимся к сути событий.
Согласно данным Счетной палаты, в 1994 г. "Илим Палп" заплатил за акции Котласского ЦБК на инвестиционном конкурсе 107,3 млн. неденоминированных рублей. Причем федеральный бюджет получил лишь 10% от этой суммы, 10,7 млн. - на то время около 4000 (четырех тысяч) долларов. Эти "инвестиции" "Илим Палп" окупил за несколько минут работы крупнейшего в Европе целлюлозно-бумажного комбината с годовым объемом продаж около 300 млн. долл. Нелишне также вспомнить, что на том пресловутом инвестиционном конкурсе в 1994 г. "Илим Палп Энтерпрайз" каким-то "загадочным" образом оказался единственным участником. Более того, аудиторы Счетной палаты установили, что проведение такого конкурса и реализация на нем госпакета акций высокодоходного на тот момент предприятия однозначно не соответствовали интересам государства.
Условием продажи акций КЦБК за столь смехотворные деньги (сам факт такой "продажи" уже сам по себе мог бы служить объектом отдельного разбирательства) были обязательства "Илим Палп" инвестировать в предприятие еще 186 млрд. руб. Но эти условия компания не выполнила. Это лишь начало длинного списка нарушений закона, совершенных "Илим Палп" за несколько лет работы в лесной отрасли России в целом и на Котласском ЦБК в частности. Значительная часть из этих злоупотреблений была вскрыта в 1999 г. в ходе проверки Счетной палатой РФ и зафиксирована в специальном постановлении коллегии СП. Копии этого отчета были направлены председателю Российского фонда федерального имущества, министру Российской Федерации по налогам и сборам, в Генеральную прокуратуру, Совет Федерации, Государственную Думу и в Архангельское областное Собрание депутатов. Лишь теперь, оценивая административный ресурс, накопленный "Илим Палп", становится понятным, почему чиновники всех этих ведомств не дали своевременной правовой оценки деятельности этой корпорации.
По судебному решению, вынесенному по иску миноритарного акционера Котласского ЦБК в апреле 2002 г., в возмещение ущерба, нанесенного ненадлежащим выполнением инвестиционных обязательств в отношении Котласского ЦБК, в Российский фонд федерального имущества у "Илим Палп Энтерпрайз" был изъят пакет акций предприятия. В ходе открытых торгов эти акции были приобретены рядом компаний-брокеров. Конечным покупателем этого пакета акций стали компании "Базовый элемент", "Континенталь Менеджмент" и "Банкирский дом "Санкт-Петербург".
Имело ли право государство изъять пакет акций Котласского ЦБК у недобросовестного "инвестора"? Безусловно. Имело ли государство право продать этот пакет за реальные - порядка 100 млн. долл. - деньги? Конечно, да. Все это не могут не понимать владельцы "Илим Палп Энтерпрайз", решившие пойти не по пути арбитражных споров, а по пути дискредитации новых акционеров предприятия и поиска негласной поддержки со стороны различных высокопоставленных чиновников.
С учетом того, что именно государственные органы уличили "Илим Палп Энтерпрайз" в нарушениях, действия обличенных властью покровителей этой компании в правительстве и Государственной Думе должны рассматриваться как попытки действовать против интересов государства. Пока же мы видим очередной пример того, как имущественный спор переводится нашими чиновниками из правового поля в порочную область клановых отношений.