Новый Уголовно-процессуальный кодекс действует всего полтора месяца, однако вокруг него не прекращаются конфликты. По словам Елены Мизулиной, возглавлявшей в Думе разработку кодекса, рабочая группа, готовившая УПК, намерена до 1 января 2004 года осуществлять подробный мониторинг введения кодекса в действие. Мизулина сообщила корреспонденту "НГ", что рабочая группа "уже сталкивается с ошибочным применением законов, а практику такого рода нужно остановить вовремя, иначе появятся поднормативные акты, инструкции, разъяснения пленумов Верховного суда". Мониторинг думцы начали проводить еще в декабре прошлого года, проверяя, как в течение полугода суды и правоохранительные структуры готовились к моменту введения УПК в действие.
Также пристально за этим процессом следят и в Кремле, а для замглавы президентской администрации Дмитрия Козака в правоохранительных структурах регулярно готовятся отчеты о практике применения УПК. И хотя об эффективности кодекса можно будет говорить лишь по прошествии нескольких лет, дебаты вокруг необходимости внесения поправок в УПК, похоже, вновь могут захлестнуть парламент. Возможно, лишь летнее политическое затишье пока спасает кодекс от жесткой корректировки, ярыми сторонниками которой выступают некоторые представители правоохранительных органов. Хотя замначальника управления Генпрокуратуры по контролю за следствием и дознанием Александр Кизлык считает, что следует подождать с поправками и "посмотреть, как УПК применяется, нужно время, чтобы все участники процесса смогли приспособиться и квалифицированно выполнять свои служебные обязанности".
По информации "НГ", наиболее негативно к новому УПК отнеслись в органах внутренних дел, а Следственный комитет при МВД даже обратился с предложением к Дмитрию Козаку о подготовке и внесении поправок в кодекс. Причем Следственный комитет приложил к своим инициативам в качестве обоснования внесения изменений в УПК отчет, в соответствии с которым единственной структурой, работающей по новому кодексу без ошибок, являются именно органы внутренних дел в отличие от судов, адвокатов и прокуроров.
Правда, статистика за первый месяц действия УПК говорит о несколько иной ситуации. Так, за первое полугодие 2002 года прокурорами было отменено только 4004 незаконных постановления о возбуждении уголовного дела, а всего лишь за июль прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела в 5778 случаях. По мнению Александра Кизлыка, новый кодекс "дает возможность не возбуждать "заказные" уголовные дела".
Однако введение новых норм не облегчило внутренних проблем каждой правовой структуры, и сейчас реализация положений УПК неизбежно наталкивается на традиционные нерешенные проблемы. Так, суды получили дополнительные правовые полномочия и финансовые вливания, но быстро решить накопленные годами проблемы недофинансирования и нехватки кадров в малосоставных судах (до 3 человек) в течение нескольких месяцев нереально. Хотя центральный аппарат судебного департамента в Верховном суде практически весь месяц провел в командировках, решая организационные и финансовые вопросы. Прокуратура, утратив право выдачи санкции на арест и обыск, приобрела новую обязанность - участие в процедуре предварительного слушания дела в суде (когда судья принимает решение о допустимости тех или иных доказательств), и обвинению теперь потребуется время, чтобы приспособиться к этим новым полномочиям.
Тяжелее всего новый УПК ударил по адвокатуре и органам внутренних дел. Если судьи еще справляются с организацией дежурств в выходные дни, то в большинстве регионов обеспечить присутствие адвоката иногда невозможно. Так, во многих районах всего один адвокат, и далеко не всегда у него есть не то что рабочий кабинет, а даже домашний телефон. Если же штатного адвоката не оказывается на месте из-за болезни или отпуска, обвиняемых приходится везти в соседние районы (например, в одном из районов Алтайского края обвиняемого пришлось конвоировать за 100 км).
Что же касается МВД, то там, похоже, сконцентрировались все проблемы остальных правовых структур: нет денег, ксероксов, бумаги, транспорта, кадров. Да еще к тому же новые нормы УПК, требующие точно соблюдать сроки задержания подозреваемого и получения санкций на арест: следователи теперь вынуждены работать, буквально по секундомеру отсчитывая минуты, в течение которых должны успеть провести необходимые следственные действия, включая санкцию прокурора на возбуждение уголовного дела и поиски судьи на получение ордера. Наконец, новый УПК вводит целый комплекс новых бланков, в подготовке которых обязаны принять участие и ведомственные структуры. Причем от правоприменителей теперь требуется повышенное внимание к чисто бюрократической стороне правосудия, поскольку отсутствие всего одного документа вполне может привести к прекращению уголовного дела и освобождению подследственного.
Все эти проблемы буквально подталкивают к поискам легкого пути: решению внутриведомственных противоречий за счет поправок в федеральный закон. И единственным препятствием к ужесточению карательной составляющей УПК остается вневедомственный контроль за применением кодекса со стороны парламентских структур.