В ночь на 22 августа с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) успешно стартовала новая ракета-носитель (РН) "Атлас V". На ее первой ступени установлен российский жидкостный двигатель РД-180, разработанный и изготовленный в подмосковных Химках на НПО "Энергомаш". Движки первой ступени - самый сложный в техническом и технологическом отношении элемент ракеты, однако именно они в первую очередь определяют ее качество (или, как говорят ракетчики, энергомассовое совершенство).
Вчерашний пуск - очередной шаг на пути сотрудничества "Энергомаша" и крупной американской компании "Пратт энд Уитни", входящей в состав корпорации "Юнайтед Технолоджис". Совместную работу они начали еще в 1992 г., когда было заключено соглашение о совместном маркетинге и лицензировании двигателей в США. В 1993-1995 гг. химкинская фирма выиграла тендер на создание двигателя для РН "Атлас III", разрабатываемой корпорацией "Локхид-Мартин". Через год был подписан контракт по поставку в США 20 РД-180, первый из которых поднял ракету в космос 24 мая 2000 г. В 2001 г. был выполнен еще один запуск. Особенность вчерашнего старта состоит в том, что впервые американцы смогли использовать мотор "Энергомаша" на полную мощность (для "Атласа III" она была избыточной).
Успешный запуск "Атласа V" сулит продолжение сотрудничества с американскими компаниями и, в частности, реализацию опциона на поставку в США 101 двигателя РД-180. Суммарный объем это сделки превысит 1 млрд. долл. По словам директора "Энергомаша" Бориса Каторгина, ведутся переговоры об организации лицензионного производства двигателей в США, однако это станет возможным не ранее чем через пять лет.
Важно подчеркнуть, что если "Атлас III" - носитель для коммерческих запусков, то новая модификация ракеты будет использоваться при выполнении правительственных заказов. Это косвенное, но весьма красноречивое свидетельство высокого качества российских движков, поскольку в США существуют очень жесткие ограничения на применение иностранной техники в интересах государства. Как правило, американский конгресс дает соответствующее разрешение в исключительных случаях, когда альтернативные предложения предприятий США являются гораздо менее привлекательными.
РД-180 создавался не на пустом месте. Он представляет собой как бы половинку (две камеры сгорания вместо четырех) двигателя РД-170, выводившего в космос ракетную систему "Энергия-Буран". Новой России она не пригодилась, а США не преминули воспользоваться опередившей свое время разработкой.
Однако американские деньги, в свою очередь, также помогут России. В настоящее время "Энергомаш" разрабатывает и испытывает двигатель РД-191. Его планируется использовать на перспективном семействе российских ракет "Ангара", которое создается ГНПЦ имени Хруничева, и он должен стать основным отечественным носителем во всем диапазоне классов от легких до тяжелых. Кроме того, "Энергомаш" обсуждает перспективы использования семейства своих сверхмощных движков на европейских ракетах-носителях "Ариан" и "Астриум".