Заявленный коммунистами референдум о земле начинает все более походить на референдум о легитимности не только текущего политического курса, но и о легитимности основополагающих принципов Конституции и всего государственного устройства РФ.
Вчера, после десятого заседания штаба по подготовке референдума, лидер КПРФ Геннадий Зюганов огласил новые и, похоже, окончательные четыре вопроса, содержание которых, по существу, направлено против всех реформ Путина. Формулировки трех вопросов, ранее опубликованных в "НГ", остались неизменными. Коммунисты предлагают запретить куплю-продажу земли и природных ресурсов (за исключением земель личных подсобных хозяйств, дачных, приусадебных, садово-огородных и гаражных участков), деприватизировать все естественные монополии и сократить расходы на коммунальные услуги до 10% совокупного дохода семьи.
Правда, третий вопрос полностью изменен. Ранее представители КПРФ были намерены предложить россиянам поддержать введение смертной казни за "особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека". Теперь же вместо конкретной и популярной идеи коммунисты решили предложить более туманный, но не менее животрепещущий вопрос: "Считаете ли вы, что зарплата и пенсия гражданина РФ не может быть ниже прожиточного минимума?" Видимо, юристы подсказали, что требование об отмене моратория на смертную казнь сейчас не слишком своевременно. Ведь формально смертная казнь вновь должна начать применяться лишь после введения суда присяжных во всех субъектах Федерации, то есть с 1 января 2003 года. Процесс же подготовки референдума займет более полугода, так что к моменту его проведения обсуждать проблему, которая так или иначе будет решена, неуместно.
Кроме того, новая формулировка этого вопроса продиктована и чисто пиаровскими соображениями. Третий вопрос - самый простой и понятный даже для неподготовленного и неинформированного участника референдума. Одновременно эта простота успешно маскирует явную расплывчатость вопроса, ведь в каждом субъекте Федерации свой прожиточный минимум, и если бы это положение получило поддержку населения, то впору было бы вводить уравниловку оплаты труда, которая никак не согласуется с рыночной экономикой.
Фактически коммунисты предлагают российским гражданам поддержать очередной передел собственности в пользу государства и свертывание всех реформ, от уже начатых пенсионной и земельной до еще только планируемой реформы ЖКХ. Причем формулировки вопросов таковы, что они ставят под сомнение ряд ключевых положений Основного закона. Например, главу о частной собственности. Впрочем, Геннадий Зюганов, выступая вчера перед журналистами, заявил, что "ни один из этих вопросов не противоречит Конституции". И хотя КПРФ не впервые выражает свое недовольство Основным законом, нынешняя "упаковка" этого недовольства в виде вопросов всероссийского референдума может оказаться более удачным тактическим ходом, чем все предыдущие лобовые наскоки на Конституцию.
В первой половине сентября коммунисты собираются провести заседание и, видимо, регистрацию инициативной группы. Сбор подписей, а по закону их требуется 2 миллиона, по мнению Геннадия Зюганова, не будет представлять особых трудностей. Коммунисты рассчитывают в первую очередь на свой традиционный электорат, и глава КПРФ даже высказал уверенность, что в поддержку идеи проведения референдума удастся собрать более 5 млн. подписей. Поскольку весь процесс подготовки всероссийского мероприятия может занять 6-8 месяцев, коммунисты явно рассчитывают использовать идею референдума в предстоящей предвыборной кампании 2003 года. Именно этим и объясняются своеобразные формулировки вопросов, посвященные не столько агитации против купли-продажи земли, сколько пропаганде программы КПРФ.
Не исключено, впрочем, что коммунистов может постичь судьба аграриев: в прошлом году Аграрная партия России во главе с Михаилом Лапшиным попыталась провести референдум по земле, однако дальше формулировки вопросов дело не пошло, поскольку их инициативную группу даже не удалось зарегистрировать. Этим подавленным протестным потенциалом аграриев в КПРФ явно решили воспользоваться сегодня - в состав штаба по подготовке референдума вошли представители Агропромсоюза и НПСР, а регионом, в котором скорее всего будет зарегистрирована инициативная группа, станет Краснодарский край, где у левых традиционно сильные позиции.
Есть в этой истории и некий парадокс. Он заключается в том, что любая проволочка исключительно выгодна КПРФ, ведь чем дольше обсуждается референдум, тем ближе по срокам он оказывается к предвыборной кампании. Даже отказ в его проведении вряд ли обескуражит соратников Зюганова, ведь только в течение полугода Компартия успеет несколько раз завалить избирком своими подписными листами, создав тем самым видимость бурной политической деятельности. А запрет на проведение референдума КПРФ просто использует как подтверждение своей оппозиционности для колеблющихся левоцентристов. Самым трагичным для КПРФ исходом был бы как раз состоявшийся и проигранный по всем позициям референдум.