Лето для политиков - время не только отпусков, но и корректировки собственного имиджа. В том числе и виртуального. Многие деятели решили использовать мертвый сезон для реконструкции своих личных интернет-страничек. Все понимают: от выборов к выборам роль Всемирной паутины в отечественной политике будет только расти.
Из звезд первой величины раньше всех это понял Борис Немцов. Его персональный сайт стал пилотным проектом. Он открылся в марте 1998 года и сразу установил рекорд, до сих пор многим недоступный: за три дня работы этого сайта было зафиксировано 11 тысяч посетителей. Кстати, это был один из первых крупных интернет-проектов Фонда эффективной политики Глеба Павловского. Сайт отличался разнообразными техническими новинками, например, на страничке имелся среди прочего аудиофайл с записью голоса тогдашнего вице-премьера, который лично приветствовал каждого посетителя.
Удержаться в правительстве Немцову этот проект не помог, но идея понравилась. Уже к 2001 году количество политиков, которые обзавелись персональными веб-страничками, перевалило за сотню. Больше всего любителей виртуального общения с электоратом обнаружилось в Госдуме. А из региональных лидеров первым услугами рунета воспользовался Кирсан Илюмжинов. Впрочем, большинство губернаторов к этому ресурсу до сих пор относятся весьма осторожно и пользуются им в основном в период выборов. Сразу после их завершения сайты победителей закрываются или замораживаются. То же, как правило, происходит и с порталами их конкурентов. Так, последние новости на сайте www.lujkov.ru датируются январем 2000-го.
Но многие дальновидные политики к своему виртуальному имиджу относятся весьма серьезно и считают, что за персональным сайтом надо следить не хуже, чем за персональным автомобилем. Спикер Госдумы Геннадий Селезнев, например, славится тем, что меняет сайты быстрее, чем обновляет свой автопарк. Особенно в последнее время, когда серьезно корректируется его политическая ориентация. На самой свежей веб-страничке Селезнева уже невозможно обнаружить никаких следов пребывания спикера на руководящем посту в КПРФ. Если судить по биографии и по перечню поездок и выступлений Селезнева, все последние годы он был беспартийным и лишь недавно обзавелся собственным политическим движением под названием "Россия".
Знатоки насчитывают до десяти официальных, полуофициальных и явно "самопальных" порталов, так или иначе связанных с именем Владимира Путина (включая юмористический портал "Сайт собаки Путина"). Но сейчас здесь воцарился порядок и есть два главных сайта - официальный, в портале кремлевской администрации, и неофициальный - www.putin.ru. Он-то и является самым популярным из личных серверов российских политиков. Его посещают в среднем 400 человек в день.
В прошлом году прошел конкурс на моделирование президентского сайта. В присланных проектах предлагались самые революционные идеи, конкурсанты явно собирались сказать новое слово в развитии рунета. Но им, видимо, не дали. Ничего революционного на сайте www.putin.ru нет. А замечателен он своей информационной насыщенностью и соответственно большим обслуживающим персоналом (включая немалый штат переводчиков) - хоть и именуется неофициальным. Здесь получает виртуальное отражение буквально каждый шаг главы государства, переводится и адаптируется каждая важная статья о нем в западной прессе. Та же информация параллельно передается и на английском. Проводится сразу восемь тематических форумов. Среди них есть, в частности, такая актуальная тема: "Вымогатели на службе государства. Истории о том, как с нас требуют деньги и как нам приходится давать взятки". На другом форуме любопытны результаты голосования по вопросу о том, сколько лет Владимир Путин будет находиться у власти. Большинство участников не верят, что нынешний лидер ограничится двумя сроками. Средняя продолжительность правления Путина по итогам этого виртуального плебисцита составила 8,5 лет.
Многих посетителей, наверное, привлекает возможность получить бесплатно заставки для рабочего стола или постеры с изображением первого лица государства. А реальный портрет президента, выполненный маслом, обещают прислать победителям конкурса на лучшие карикатуры и анекдоты. Впрочем, анекдоты в соответствующий раздел отбираются исключительно политкорректные.
Если по степени посещаемости сайтов составить пятерку лидеров (в порядке убывания популярности), то она будет выглядеть так: Владимир Путин, Сергей Глазьев, Анатолий Чубайс, Григорий Явлинский и Борис Немцов. В среднем на их странички заглядывают от 500 до 1,5 тысяч человек в месяц. Появление Глазьева в этом списке можно считать ситуативным: он ведет борьбу за пост губернатора Красноярского края. Остальные лидеры занимаются интернетом давно и серьезно.
Изюминкой веб-портала Чубайса является огромный фотораздел. Глава РАО "ЕЭС", вероятно, считает себя очень фотогеничным, а потому выставил на всеобщее обозрение сразу 22 альбома со своими снимками - от студенческих лет до службы на ниве энергетики. А вот его коллега Ирина Хакамада, подретушировав в очередной раз веб-страничку, напротив, выхолостила свою фотоколлекцию, оставив лишь несколько официальных снимков. Возможно, Хакамада подчеркивает тем самым, что ее слова и дела все же намного важнее ее лица. О незаурядном внешнем облике хозяйки сайта теперь можно узнать только из оценок посетителей.
Веб-мастера сайтов Немцова и Явлинского подкупают посетителей подробностями жизни политиков, о которых рассказывают их жены. Елена Явлинская, например, делится своими переживаниями: "Муж не может быть со мной все время. Но я чувствую - он как бы рядом. И я знаю - он обо мне помнит..." Не менее откровенна Раиса Немцова: "Он все-таки человек немного грубоватый. Это у него есть, но меня в принципе это не очень огорчает. Ну а то, что носки в прихожей оставляет, так на это внимания не обращаю". Теперь по просьбе Геннадия Селезнева нечто подобное есть и на его сайте, правда, с публикой откровенничает дочь Татьяна. "Дома он носит джинсы, фланелевую рубашку, и вязаный пуловер и шерстяные носки, связанные бабушкой", - честно признается Селезнева-младшая.
На сервере Геннадия Зюганова такие вольности невозможны. Но и он дает понять, что от моды не отстает. Козырь его портала - динамическая заставка. Туманный облик вождя коммунистов появляется как бы издалека, в мираже, меняет ракурсы, а потом наплывает и становится земным и близким, как сама партия народу. Кстати, долгое время Зюганов лично отвечал на письма посетителей, но в сентябре 2000 года почему-то перестал. Видимо, разочаровался в таком способе общения. А вот Анатолий Чубайс отвечает, но не сам, а устами своих коллег и друзей - Владимира Мау, Леонида Гозмана и других.
В политтусовке давно смекнули, что интернет-порталы - очень сильное оружие не только пропаганды, но и контрпропаганды. Любимое дело черных пиарщиков - выкупать доменное имя какого-либо политика и размещать на соответствующем сайте всяческий компромат. Иным потерпевшим удается такие сайты закрывать или перекупать. Но бывает, что конкуренты сильнее. Такая неприятность, в частности, случилась с экс-главой Якутии Михаилом Николаевым. На страницу его имени (Nikolaeva.net) друзья президента даже боялись заглядывать. До сих пор безуспешно требует закрытия страницы anokhin.org депутат Госдумы Павел Анохин. Здесь с депутатом сражается сам веб-мастер, осерчавший за неуплату гонорара. Анохин грозится привлечь к этому делу правоохранительные органы.
Бывают и еще более трагические случаи. Конкуренты с помощью хакеров взламывают сайты политиков и самовольно меняют их содержание. Однажды взломали сайт Жириновского и поместили на первую страницу большую фотографию: лидер ЛДПР общается с народом, а в руках держит голову Зюганова. Очевидцы говорят, что буквально за полдня сайт посетили 4 тысячи человек. Надежных инструментов для борьбы с подобными явлениями ни у ЦИК, ни у Минпечати пока нет.
В предвкушении избирательных баталий будущего года дельцы от интернета уже выставили на продажу немало доменных имен, идентичных или созвучных фамилиям российских политиков. "Купите себе фамильный сайт, - предлагает одна из таких фирм. - Это стоит тысячи долларов, но только высокая цена способна уберечь имена от разбазаривания".