- Сергей Александрович, складывается впечатление, что отношения России и Грузии заходят в политический тупик, из которого только один выход - проведение военной операции на территории соседней страны. К этому сейчас призывают многие наши политики, начиная от третьего лица государства, спикера СФ Сергея Миронова, и кончая министром обороны Сергеем Ивановым.
- Это действительно тупиковая ситуация. Связана она в первую очередь с тем, что грузинское руководство не контролирует ситуацию на большей части своей собственной территории. В какие-то моменты оно даже было вынуждено полагаться на помощь чеченских боевиков и террористов для решения каких-то своих внутренних проблем. Сейчас в Тбилиси понимают, что они должны как-то к этой проблеме обращаться, но не хотят делать это совместно с Россией.
- Почему же Россия вызывает у руководства Грузии такое неприятие?
- Потому что это еще одно унижение для самого грузинского руководства, есть некоторые внутриполитические факторы. Кроме того, они хотят заставить американцев влезть туда. Но с российской точки зрения это проблема нетерпимая. С другой стороны, я думаю, что у нас много нетерпимых проблем и надо пытаться решать их в рамках максимально возможной законности. Во-первых, нужно достаточно четко и определенно сказать, может быть, не на высшем, официальном уровне, а на уровне средств массовой информации, что мы имеем дело с падающим государством и что все мы заинтересованы, чтобы Грузия сохранилась как государство, и что, в частности, наши действия по извлечению боевиков из Панкиси - это тоже помощь Грузии.
Во-вторых, нам нужно поставить этот вопрос и в ООН, и в наших контактах с американцами с тем, чтобы осуществить международную операцию, а не только одностороннюю. Если же ситуация будет по-прежнему усугубляться, то мы можем поставить этот вопрос перед нашими партнерами опять же не в одностороннем порядке, даже американцы со всеми разговаривали и советовались, перед тем как бомбить Афганистан. То, что мы предпримем ограниченные определенные меры для выкорчевывания базы боевиков, это можно сделать только в том случае, если мы увидим, что грузинское руководство поощряет этих боевиков и действительно отказывается их вытеснять. Поэтому чрезмерно драматизировать ситуацию не надо.
- Значит, нам все-таки нужно заручиться серьезным международным мандатом?
- Да, нам нужно им заручиться или хотя бы достаточно четко объяснить свои действия, а не просто сотрясать воздух. Поскольку такие наши заявления с угрозами создают негативный фон для мировых СМИ, ведь Шеварднадзе до сих пор пользуется относительно позитивным обликом, хотя этот облик стремительно ухудшается, но тем не менее угрожать в открытую вторжением в страну, в которой ситуация не столь однозначная, как в Афганистане, не стоит. Нужно сначала сказать, что мы будем действовать в рамках устава ООН, в рамках всех возможных мандатов и по возможности при взаимодействии с другими международными силами.
- Для того чтобы мы получили этот мандат, мы должны предоставить массу документов, чтобы доказать, что в Грузии действительно расположено гнездо терроризма. Но судя по тому, что недавно в Грузию ездил Устинов со своей командой и не смог предоставить документы на боевиков, которые вернулись обратно с российской территории на грузинскую, сделать это будет очень трудно. Где гарантия того, что мы ООН сможем убедить?
- В данной ситуации нужно учесть то обстоятельство, что банды боевиков расположены в Панкиси, что через Грузию шло их вооружение, - это факт общеизвестный. Здесь вопрос в политическом отношении. Думаю, что оптимальным вариантом были бы многосторонние операции или операция по очистке Панкисского ущелья.
- Вы считаете, что ситуация в Чечне практически урегулирована и мешает только коридор на российско-грузинской границе, через который боевики ходят туда-сюда?
- Нет, она еще не до конца урегулирована, хотя и становится все более спокойной. Но пока не перекрыты внешние каналы поступления оружия и возможности свободного выхода боевиков из мешков, то, конечно, проблема остается. Тем более что существует возможность того, что террористам, которые сейчас прячутся в селениях и в горах, к зиме некуда будет деваться. И одной из необходимых мер является перекрытие им возможностей отдыха и лечения в Панкисском ущелье.
- А раньше нельзя было это сделать? Ведь МИД Грузии заявляет, что в Панкиси сейчас 3800 чеченских беженцев, которых надо возвращать в Чечню. То есть получается, что в свое время мы их туда выдавили...
- Мы их никуда не выдавливали, они туда просто сбежали. И вряд ли кто-нибудь знает, сколько людей вообще в этом Панкисском ущелье. Тбилиси не контролирует эту часть территории страны. Перекрыть раньше эту часть границы нам было невозможно. Когда мы предложили это сделать с грузинской стороны, Грузия отказалась.
- Теперь что касается позиции США. Американцы, которые были инициаторами глобальной мировой антитеррористической операции, должны, кажется, сами отслеживать гнезда терроризма и уничтожать их. Но в данной ситуации они фактически встали на сторону Шеварднадзе. Это обычный их двойной стандарт?
- Это, во-первых, двойной стандарт, во-вторых, они тем не менее не твердо встали на позицию Грузии. Они говорят о необходимости уважения территориальной целостности государства. Но мы тоже об этом говорим. Другое дело, если появилась необходимость борьбы с терроризмом, то американцы посылают свой спецназ обычно по договоренности с правительствами, для борьбы, скажем, с кокаиновыми баронами в Латинской Америке. Я думаю, что мы можем с американцами договориться. Тем более что мы не собираемся нарушать суверенитет Грузии, сколь эфемерным он бы ни был.
- Вам не кажется, что у России тоже существует некий двойной стандарт, в частности в действиях уже в другом ущелье - в Кодорском. Ведь мы поддерживаем Абхазию.
- Насколько я знаю, во-первых, мы никогда не ставили под вопрос целостность Грузии. Во-вторых, абхазы в отличие от чеченцев не пытаются завоевывать соседние территории, они пытаются отстаивать свою собственную территорию. И вторжение происходит не на грузинскую территорию, а с грузинской территории на абхазскую. Мы там поддерживаем статус-кво, ситуация, таким образом, серьезно отличается. В Чечне идет террористическая война, в Абхазии царит относительный мир, плюс, конечно, к этому время от времени происходят вылазки так называемых грузинских партизан. Другое дело, что положение очень сложное, потому что, повторяю, Грузия не контролирует большую часть своей территории. И де-факто ряд крупнейших регионов Грузии уже являются независимыми. Но только абхазы в открытую бросили вызов, а другие делают это тихо.
- Если страна находится в таком состоянии, то что, на ваш взгляд, может ожидать ее? Шеварднадзе ведь тоже не вечен...
- Я не собираюсь решать за грузинский народ, он немало вреда нанес своей собственной жизни. Из самой богатой республики бывшего СССР Грузия стала одной из самых бедных государств на территории бывшего Советского Союза. И виноваты в этом прежде всего сами люди. Но я пока простого выхода из этой ситуации не вижу, даже в случае смены нынешнего руководства. Потому что государство сильно ослаблено, разрушено, к тому же очень многие грузинские специалисты, интеллектуалы покидают страну. Подчеркну абсолютно однозначно, что Россия глубоко заинтересована в стабильности грузинского государства, нам разваливающаяся Грузия приносит лишь одни неприятности.
- Почему Россия прибегает к острым политическим заявлениям на грани военного конфликта, но не хочет пользоваться реальными рычагами - экономическими санкциями?
- Я думаю, что еще нет скоординированной политики в отношении Грузии, к тому же острые заявления наших политиков направлены на то, чтобы оказать воздействие и на тех, кто поддерживает Шеварднадзе, и на Тбилиси. Но я пока не вижу ясного плана действий по отношению к Грузии. Может быть, его нет, а может, его и не может быть, учитывая всю сложность ситуации.
- Не кажется ли вам, что в ситуации с Грузией Путина как-то подставляют? Нет ли опасности того, что именно на Грузии российско-американские отношения войдут в непримиримый конфликт?
- Опасность того, что мы поссоримся с США из-за Грузии, ничтожно мала. Что касается того, что президента подставляют, я этого тоже не вижу. Но я считаю, что подобные заявления о возможных военных действиях на территории другой страны должен делать министр иностранных дел или сам президент.