0
978
Газета Политика Интернет-версия

12.08.2002 00:00:00

Послы на пастбищном содержании

Тэги: представительство, посольство, бюрократия, регион


представительство, посольство, бюрократия, регион

Тепло проводив корреспондента "НГ" за порог, шеф московского представительства Астраханской области Анатолий Володин подумал, что не все растолковал корреспонденту как следует, и часа через полтора позвонил в редакцию. "Видите ли, - начал Анатолий Андреевич, стремясь к максимальной прозрачности формулировок, - раньше мы, в регионах, знали: все решается в Центре, Москва обо всем позаботится. А теперь регионы получили самостоятельность, и значит, обо всем надо заботиться самим".

Это он разъяснял озадачивший нас исторический казус. Дело в том, что раньше, при советской власти, страна, управляемая Москвой, была больше, а электронной почты, сотовых телефонов и даже факсовых аппаратов не было. Однако при всей отсталости тогдашних коммуникаций ни одна самая удаленная союзная республика, не говоря уж об областях, краях и автономиях, не имела в столице своего посольства. Как-то обходились. Теперь же, когда по электронной почте губернатор может визировать даже финансовые документы, субъектам усохшей Федерации почему-то потребовались постоянные представительства в Москве. Нужду в непосредственном присутствии близ Кремля почувствовали даже администрации Тульской, Тверской, Калужской, Рязанской областей, лежащих от столицы в двух-трех часах езды на электричке. Рассказывают, что заявку на открытие постпредства недавно подал и губернатор Подмосковья Борис Громов. Но ему вроде бы отказали. Неудобно, мол, тебе же Кремль из окна видно.

Между тем прогресс коснулся не только средств связи. Появился постоянно работающий парламент, где каждый субъект Федерации представлен двумя сенаторами и несколькими депутатами Думы. Есть Госсовет, в котором все регионы представлены первыми лицами. Сохранился и заведенный еще коммунистами институт "кустовых" кураторов, опекающих по несколько смежных областей. Только теперь эти кураторы сидят не в орготделе ЦК КПСС, а в администрации президента и аппарате правительства. Вдобавок при Путине появились федеральные округа и соответственно окружные администрации, которые, как казалось, приблизят федеральную власть к регионам настолько, что никакой надобности в Москве у губерний уже не будет. Но нет, в реальности, как объяснил Анатолий Володин, действует другой закон: чем самостоятельнее становятся "низы", тем сильнее их тянет к "верхам". Хотя по идее должно бы быть наоборот: если они такие самостоятельные, так и решали бы все свои вопросы там, на местах, своими силами.

Тут тебе и кров, и стол

Все, что до сих пор писали о региональных представительствах в столичной прессе, Володин ценит невысоко. Ерунду, в общем-то, писали. Про какие-то шикарные особняки с бассейнами и фонтанами, про золотые ручки в дверях, унитазы с музыкой... Не учреждение, а обитель разврата. Можно подумать, представительства пооткрывали, чтобы командированным губернаторам было где оттянуться. Чепуха, конечно. Во-первых, не у всех отдельные особняки, а только у наиболее суверенных регионов. Во-вторых, "обеспечение пребывания губернатора в г. Москве" - лишь одна из уставных задач постпредства. Естественно, когда глава региона прилетает в столицу (астраханский губернатор Анатолий Гужвин наведывается не реже двух раз в месяц), его надо встретить в аэропорту, накормить, обеспечить ночлег и встречи с нужными людьми - что тут особенного? И вице-губернаторов тоже надо встретить и разместить, и чиновников рангом помельче. Если селить их в гостиницы - областного бюджета не хватит.

Постпредство арендует 246 квадратных метров в минкультовском доме у Белорусского вокзала. Это, собственно, две трехкомнатные квартиры, расположенные одна над другой. Вверху - офис: три кабинета, выгородка для бухгалтера и уголок для приема пищи без отрыва от производства. Внизу - гостиница типа "дом колхозника": два номера на семь коек, столовая и апартаменты губернатора. Все покои незатейливо меблированы продукцией из древесно-стружечной плиты, сработанной, видимо, еще советским райпромкомбинатом или инвалидной артелью. Столового серебра, античных статуй и музыкальных унитазов корреспондент не заметил. Правда, в губернаторской спальне, занимающей метров пятнадцать, стоят два тренажера. На одном астраханский лидер упражняет пресс и плечевые мышцы, на другом - "дыхалку".

Анатолий Володин по ходу нашей экскурсии все сокрушался: коллег-губернаторов, депутатов, министерских чиновников зазвать сюда, конечно, можно, а вот иностранного инвестора - уже неловко. "Представляете, какое у иностранного инвестора сложится впечатление об области?" - переживал Анатолий Андреевич.

На общем фоне астраханское "посольство" смотрится средне. Башкирское, татарское, калмыцкое, свердловское представительства живут, например, намного просторнее и оборудованы так, что Билла Гейтса позвать не стыдно. Но есть постпредства и победнее астраханского. Ряд областей, к примеру Брянская, Костромская, Рязанская, Пензенская, Пермская, Томская, снимают по 2-3 комнаты в офисном здании на Новом Арбате,19, или на Малой Дмитровке, 3. Эти "посольства" в бытовом отношении, можно сказать, совершенно не устроены. Впрочем, скорее всего это временное неудобство.

Роль и значение региональных представительств, как выясняется, неклонно растут. Это видно хотя бы по эволюции должностного статуса руководителей постпредств. Если на первых порах они числились чем-то вроде квартирмейстеров, то сегодня почти все имеют чин вице-губернатора или на худой конец министра регионального правительства. Для чиновника, под началом которого 10 человек и три автомобиля (таково хозяйство Анатолия Володина), это, кажется, не в меру высокий чин. Но такова, значит, цена порученного ему дела.

Лоббиста ноги кормят

Главное свое занятие Володин определил словом "пастись". Его сотрудники должны, сказал он, с утра до вечера "пастись" в федеральных органах и неотрывно следить, не ущемляются ли интересы их региона. Вот, скажем, есть такая бумага: поручения президента РФ министерствам и ведомствам по результатам его визита в Астраханскую область. В бумаге 11 пунктов, и выполнение каждого надо "отследить".

- А вы-то, - спрашиваю, - тут при чем? Президент дал поручения своим подчиненным, каждый пункт адресован конкретному министру, надзор за исполнением возложен на контрольное управление президентской администрации. Областному представительству тут никаких задач не поставлено.

- Вы что же, думаете, все министры примут по этим поручениям положительное решение? - искренне удивился Володин. - Ну, такого не бывает. Надо походить, поклянчить, пошуметь.

- А контрольное управление на что?

Володин замялся, как раз сегодня он планировал зайти в это управление, проверить, контролирует ли оно выполнение поручений своего шефа.

Тут к разговору подключилась заместитель Володина Елена Фадеева. Она вспомнила, как президент Путин, бывши в Астрахани, подарил одному местному медучреждению установку УЗИ. То есть установки у президента с собой не было, он вручил только документы на нее. Да и документы, если честно, добывала та самая Фадеева. Выпросила у фирмы-продавца под гарантию будущей оплаты. Так вот, президент сделал подарок и уехал, а из фирмы звонят и требуют: либо деньги несите немедленно, либо документы верните. А администрация президента тянет резину, делает вид, что оплачивать подарки главы государства - не ее забота. Делать нечего, пришлось брать администрацию на испуг: вот, мол, обнародуем этот факт в печати - представляете, что подумают астраханцы о Владимире Владимировиче?

Так что занятий у работников постпредства - продохнуть некогда. Премьер-министр подписал два протокола касательно Астраханской области - за обоими тоже нужен глаз да глаз. Тем временем началась верстка нового бюджета. Администрация области, как полагается, послала свою бюджетную заявку официальным образом, но что из нее примет правительство, а что нет - это зависит от интенсивности "пастьбы", организуемой постпредством. Бывает, что сегодня Фадеева зайдет в министерство, посмотрит в бумаги - интересующая ее цифра стоит на месте, а завтра заглянет - нету цифры, пропала. Это значит, что после нее в тот же кабинет заходил кто-то из другого постпредства и перетащил астраханскую цифру в свою строку. Ну, Елена Алексеевна, конечно, в доску расшибется, а вернет блудную цифру на место.

Из того, что порассказали астраханские лоббисты, получалось, что главная задача региональных "посольств" - помогать федеральным органам выполнять их функции. Или мешать - это уж как посмотреть. Каждый лоббист оценивает свою полезность исходя из интересов представляемой им провинции. Та же Астраханская область, скажем, в прошлом году получила из федерального бюджета 627 миллионов рублей, а нынче - более миллиарда. Выходит, что представительство не напрасно хлеб ест. Недавно профессиональное чутье подсказало Елене Фадеевой, что в четвертом квартале кабинет министров будет секвестрировать социальные расходы. Поэтому Фадеева уже позаботилась, чтобы деньги на реконструкцию астраханского Кремля и на интернат для престарелых пошли до секвестра. А те области и республики, чьи представители не подсуетились, останутся с носом. Такова диалектика жизни.

Свои успехи, наверное, есть у каждого представительства. Каждый какую-нибудь цифирьку да перетащил. Проблема однако в том, что от перетаскивания цифр из одной строки в другую сумма не меняется. Что в одном месте прибудет, то в другом убудет. В целом 89 субъектов Федерации получат от Минфина ровно столько денег, сколько он сможет им дать. И значит, если суммировать результаты лоббистских усилий всех региональных "посольств", общий итог окажется нулевым. Так что социально-экономическое развитие страны вряд ли пострадает, если правительство и парламент будут распределять доходы бюджета без помощи региональных "толкачей".

Разумеется, по доброй воле ни один регион своего "посольства" не закроет. Не стоит рассчитывать и на то, что однажды министерства и ведомства просто-напросто начнут выставлять губернских лоббистов за дверь. Фадееву однажды не пустили в министерство Грефа, так Володин позвонил кому надо и объяснил, что представительство - это не шарашкина контора, а институт, узаконенный указом президента. Таким образом, тут требуется политическое решение высшей силы. В Кремле как раз работает комиссия Козака, которая пытается упорядочить систему государственного администрирования. Это вопрос по ее части. Отчего бы не заняться им в общем контексте разграничения полномочий?

А "обеспечение пребывания губернатора в г. Москве" можно, между прочим, вменить в обязанность управлению делами президента. Автопарк у него есть, гостиницы - тоже. Когда это управление принадлежало ЦК КПСС, оно с данной функцией справлялось легко.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2041
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1308
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
968
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1273

Другие новости