Правительство усмотрело в секторе электроэнергетики ряд "неразрешимых фундаментальных проблем", среди которых выделяются рост энергоемкости экономики, недостаток объемов инвестиций, снижение эффективности работы предприятий энергетики. Для решения этих проблем предлагается реформировать электроэнергетику путем перевода ее "на рыночные рельсы".
Все это вызывает серьезные сомнения. Во-первых, энергетика не самый отсталый сектор народного хозяйства, и проблемы в этом секторе едва ли могут тормозить внутренний экономический рост (если учесть, что страна активно экспортирует энергоносители и непосредственно электроэнергию). Для сравнения, по производству станков страна уже скатилась со второго места в мире на 17-е. А если учесть, что в России износ станочного парка составляет до 90%, то чем собираются занять наших работников российские власти даже при избытке снабжения их электроэнергией? Во-вторых, трудно понять требования наращивания инвестиций, строительства новых объектов энергетики, когда и действующие используются неэффективно. Сейчас ведется доработка правительственного законопроекта. Но она не способна решить три важных вопроса.
Первый заключается в том, что реализация правительственного законопроекта разом выводит из-под контроля государственной власти базовый, федеральный сектор энергетики. Перевод этого сектора в сферу акционерного права (даже при 100-процентном участии государства) означает, что конфликтные вопросы здесь будут решаться в судах, а не административными приказами. Если сейчас силовыми методами еще можно заставить энергетиков восстановить энергоснабжение больницы или центра управления ракетами, то менеджер АО может спокойно держаться своего решения до отмены его судом.
Еще следует иметь в виду, что: а) государство во всех создаваемых акционерных структурах будет владеть не всем, а лишь контрольным пакетом акций (нам хорошо известно, как легко в России контрольные пакеты превращаются в миноритарные); б) главное, сетевое АО, предполагается сделать дочерней компанией другого АО (РАО "ЕЭС"), что соответственно возводит в квадрат все затруднения и потери времени при проведении необходимых с точки зрения государства решений. Таким образом, государственную надежность для обеспечения экономики мы однозначно теряем.
Второй вопрос заключается в том, что единообразный режим регулирования предлагается для абсолютно разных энергетических субъектов - например, для АЭС и для сельской ТЭС. Но если для первой любой косвенный контроль государственных органов будет считаться недостаточным, то для второй предлагаемое законопроектом регулирование представляется явно избыточным.
Третий вопрос связан с тем, ради чего, собственно, и затевается это спешное реформирование. В реальной ситуации электроэнергетика дает не очень высокие прибыли и в этом плане она особой привлекательностью для частного капитала не обладает. На Западе в эту сферу идут, как правило, не рисковые частные предприниматели, а инвесторы, заинтересованные в сверхдолгосрочных и достаточно надежных вложениях. В России таких инвесторов нет по определению. Тем не менее интерес к выведению этой сферы из государственного сектора огромный. В чем же дело?
Главная причина в том, что в денежных потоках в этой сфере скрыта значительная доля избыточной ренты - экономии нынешних предпринимателей на тех затратах, которые ранее произвело государство на развитие и становление энергетической отрасли. На запасе этих капитальных затрат энергетическая отрасль еще может продержаться некоторое время - по крайней мере до момента полного износа оборудования или до очередной катастрофы.
Поэтому если нынешние реформы и удастся провести, то не на длительное время. Как только источник этой дополнительной ренты в электроэнергетике иссякнет, все заботы о содержании и развитии этого сектора вновь вернутся к правительству.
Вместе с тем есть простой вариант, как провести реформу с учетом интересов всех сторон. Для этого надо всего лишь выделить государственно и социально значимые звенья энергетики - АЭС, ГЭС и некоторые особо важные ТЭЦ в госсектор, который под жестким административным контролем возьмет на себя обеспечение энергетических потребностей обороны, бюджетных учреждений и населения (примерно 35-40% от всех имеющихся мощностей). Магистральные сети также останутся под контролем государства. Вся же остальная энергетика пускается в свободное рыночное плавание. Для этой части энергетического сектора любое регулирование государства сводится до минимума. При таком либеральном режиме всякая забота о привлечении инвестиций просто отпадет. В той же Германии или Италии рядовые граждане с удовольствием вкладывают собственные средства в возведение ветряков и солнечных батарей и получают возможность "закачивать" излишки производимой ими энергии обратно в проводящие сети.
Что же касается нынешней инвестиционной составляющей в энерготарифах (в абонплате), то ее размер следует увеличить за счет разового доведения тарифов до среднеевропейского уровня, но всю сумму этой составляющей одновременно необходимо перевести в специальный энергоакциз, которым будет облагаться все производство электроэнергии на уже действующих мощностях. В соответствии с этим средства от сбора нового акциза будут поступать в специальный фонд, за счет которого будут финансироваться следующие мероприятия: а) кредитование мер по развитию энергетики; б) финансирование программ энергосбережения; в) субсидирование малоимущих слоев населения.
Это простое решение не требует коренной перетряски действующей системы электроэнергетики на самом деле с непредсказуемыми последствиями. И в тоже время отнюдь не закрывает двери перед любыми радикальными перестройками в этом секторе.