В истории, пожалуй, не найти аналогов тому, что произошло в России за последние десять лет. Проблема даже не в том, что распался Советский Союз - империи рождаются, живут и умирают, это неизбежный и объективный исторический процесс. Мы обязаны отдать должное тогдашнему руководству России и бывших республик за то, что демонтаж СССР произошел относительно мирно, цивилизованно и бескровно. Убежден, что если не мы сами, то потомки оценят это.
Проблема в невероятных темпах произошедших перемен. За несколько лет сменилась социально-экономическая формация, десятилетиями насаждаемая государственная идеология ушла в прошлое, а вместе с ней исчезли нравственные ориентиры и система ценностей. Мгновенность случившегося объясняет, почему наше общество оказалось не готовым к его осмыслению. Еще недавно страна находилась в точке неустойчивого равновесия, и проблема реванша, отката назад, в прошлое, оставалась актуальной. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что "точка возврата" пройдена. Россия, преодолев полосу препятствий переходного периода, имеет все шансы выйти на путь устойчивого развития, и теперь мы можем спокойно и глубоко осмыслить идеологические проблемы, которые стоят перед нашим обществом.
В их числе я бы прежде всего назвал отношение к таким принципиальным понятиям, как "патриот", "патриотизм", "патриотическое воспитание". Раскрыть их содержание не только в контексте современной российской действительности, но и с учетом стратегических целей государственного развития - важнейшая задача дня.
Общественная мысль пытается сформулировать принципиальные положения новой общероссийской консолидирующей идеологии, и многие сходятся на том, что в качестве таковой можно было бы взять идеологию патриотизма. Вряд ли кто-то будет против такого подхода, если нам, конечно, удастся дать однозначное принимаемое и понимаемое большинством граждан толкование данного понятия. Заметим, кстати, что за два минувших столетия этого сделать так и не удалось.
Известно, что "первичный" патриотизм был связан с родом или племенем и одновременно совместим с кочевым бытом. При переходе к оседлому образу жизни патриотизм получает свое новое, специфическое значение, становясь уже любовью к конкретному месту, к родной земле. И мы здесь согласимся с выдающимся мыслителем Владимиром Соловьевым в том, что теперь уже в патриотизме как первичном, природном чувстве все большее значение приобретает нравственная составляющая, определяющая некоторый набор добродетелей и круг конкретных обязательств всякого патриота, который "в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему Отечеству полагает его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы".
Вот, казалось бы, искомая формулировка, лучше не придумать. Но беда в том, что, как только мы начинаем говорить о благе и достоинстве Отечества, возникают разногласия. Употребляя один и тот же термин, мы порою говорим о совершенно разных вещах, и конца этой дискуссии не видать. А в это время под прикрытием псевдопатриотических лозунгов на улицы и площади наших городов выходят силы экстремизма, разрушительный потенциал которых со всей очевидностью проявился во время недавних событий в Москве на Манежной площади. Все большую популярность в некоторых слоях населения приобретает агрессивный, воинствующий национализм. Невольно вспоминается известное и часто цитируемое высказывание о том, что "патриотизм" такого рода является последним прибежищем негодяев.
Стоит задуматься: почему в русском языке нет слова, обозначающего "любовь к Родине, к Отечеству", нет аналогов понятию "патриотизм", почему слово это заимствовано, причем явно не для употребления в обыденной речи, а, скорее, для "научных" и "политических" споров на данную тему? На самом деле все просто: русский язык велик и могуч еще и потому, что не нуждается в "лишних" словах.
По Далю, русское слово "оратай", или "ратай", означает "земледелец, пахарь". И в то же время есть "ратник" - воин, защитник земли-кормилицы. Правда ведь, близко по звучанию: ратник-ратай, пахарь-воин? Слова не одного корня, но родственные по своему духу. Вот почему в русском языке не было понятий "патриот, патриотизм"! К чему, если ратай в ратника превращается прямо на вспаханном поле - соху в землю воткнул, меч из ножен достал и пошел ломить супостатов. Так всегда было на Руси, на том она стояла веками. Любовь к Родине своей, готовность за Отечество живот положить была внутренне, изначально присуща каждому россиянину, и не было нужды обозначать это естественное чувство какими-то словами.
Потому не лишен смысла вопрос: а патриотично ли быть "патриотом"? Что в таком случае означает словосочетание "народно-патриотический", если в слове "народ" уже содержится все, чтобы выразить чувства к своему Отечеству? И что, кроме расчета на невежество, в словах тех, кто пытается завлечь людей в ряды своих избирателей звонкими терминами-побрякушками?
Как мне представляется, современная трактовка понятия "патриотизм" должна опираться на высказанную еще Николаем Бердяевым глубинную мысль, позволяющую снять многие противоречия: "Россия прежде всего духовное понятие, она имеет внутреннее измерение, не прикрепленное ни к каким губерниям и областям..." Иными словами, патриотично только то, что соответствует духу России, в основе которого многообразие, взаимопроникновение, взаимодействие и взаимодополнение языков, религий, культур всех ее населяющих этносов.
У калмыцкого народа своя, особенная история, ее страницы полны и героики, и драматизма, и трагических моментов. Было бы, вероятно, вполне естественно, если бы калмыки ожесточились на виновников своих невзгод, отстранились от недавнего прошлого, обособились и территориально, и духовно, в стремлении дистанцироваться от возможных угроз своим национальных правам, своей самостоятельности и самобытности. Но на самом деле Калмыкия первой из всех национальных образований на территории России по доброй воле всего народа отказалась от права нации на самоопределение. Этот исторический акт еще и сегодня многими не оценен по достоинству, но это время придет. И с тем еще согласятся, что вовсе не ради красного словца вписано в Степное Уложение - Основной закон (Конституцию) Калмыкии положение о том, что жители республики несут ответственность за все, происходящее на планете Земля. В этом положении сконцентрировано наше общее понимание очевидного: для каждого из нас планета Земля начинается у отчего порога. Вот почему сегодня в Калмыкии все больший размах приобретает инициатива, направленная на возрождение и сохранение степных оазисов, где бьют из недр земных живительные родники и где под пластами веков сокрыты истоки родов калмыцкого и русского народов, издавна живущих в добрососедстве, мире и дружбе на этой земле. Это наш бесценный дар, доставшийся по наследству от отцов и дедов, и наша святая обязанность - хранить его, развивать и приумножать.
С той же целью вышел Указ о паспортизации родов русского и калмыцкого народов, проживающих в республике. Нелепо говорить о патриотизме, о любви к Отечеству и не знать корней, то есть отчества своего. В республике в этом направлении проводится большая работа. Мы считаем, именно с уважительного отношения к родовым корням, истории и традициям предков начинается консолидация общества. Вот что, на наш взгляд, надо положить и в основу патриотического воспитания молодежи.
В Калмыкии одним из приоритетных направлений в этой области является работа по увековечению памяти солдат Советской армии, погибших в годы Великой Отечественной войны. Вот уже 10 лет на территории республики ведет свою многоплановую деятельность республиканская Ассоциация поисковых отрядов, при непосредственном и самом деятельном участии которых за это время были установлены имена сотен бойцов Красной Армии, считавшихся ранее без вести пропавшими, перезахоронены останки более 3 тысяч павших солдат, обезврежены тысячи взрывоопасных предметов, таящихся в калмыцкой земле со времен войны. Уже стали традиционными ежегодные республиканские и межрегиональные вахты Памяти. В их проведении принимают активное участие представители поисковых отрядов из Астраханской и Волгоградской областей, других регионов страны.
Молодежь республики проявляет значительный интерес к этой работе. Группа поисковиков недавно выезжала в Центральный архив Министерства обороны РФ в г. Подольск, где были найдены и изучены богатые материалы, которые станут отправными точками для новых поисковых экспедиций.
Большую популярность среди детей и подростков получили в Калмыкии юнармейские игры. Мы воочию видим сегодня начало возрождения общереспубликанского юнармейского движения и всемерно способствуем этому. В Элисте, во многих райцентрах степного края созданы и активно действуют военно-патриотические клубы, которые наряду с чисто воспитательными задачами решают и не менее важные вопросы подготовки подростка к службе в рядах Российской армии, его становления как гражданина страны.
Важным направлением в работе по патриотическому воспитанию является шефство молодежных организаций над ветеранами войны и труда. На наш взгляд, именно в налаживании постоянных, прочных и взаимополезных связей между представителями разных поколений - ключ к решению многих проблем воспитания, и прежде всего - воспитания патриотического. Кому же как не нашим ветеранам рассказать своим внукам и правнукам о том, что такое долг перед Отечеством и как каждый из нас должен доказывать свою верность России и в годину тяжкую, и в мирное время.
Патриотизм - это постоянная работа ума и души, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая Родина становилась могущественнее и краше, чтобы в любом уголке необъятной России с каждым днем люди жили лучше, чем вчера. Вот над чем всем нам надо работать. В этом, на мой взгляд, и есть суть современного понятия "патриотизм".