До президентских выборов 2004 года остается еще много времени, но уже сейчас политологи всерьез озабочены прогнозированием развития ситуации в стране. Исследование возможного политического будущего России было проведено сотрудниками кафедры политической психологии отделения политологии философского факультета МГУ по заказу НО "Фонд комплексных прикладных исследований". В качестве экспертов были отобраны известные политики - депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, работники администрации президента, руководители политических партий, политические аналитики и журналисты. Принцип отбора экспертов состоял в том, чтобы в опросе приняли участие люди, обладающие "инсайдерской" информацией о политических процессах. Экспертов предупредили, что их имена не будут раскрываться, поэтому в своих оценках и прогнозах они были весьма откровенны. Результаты этого исследования мы и представляем читателям "НГ".
Наиболее важные тенденции в жизни страны за последние два года
Эксперты отмечают, что с приходом к власти Владимира Путина в стране произошел ряд позитивных изменений. В частности, наблюдаются попытки либерализации экономики, экономической стабильности и даже некоторый экономический рост. Это позволило улучшить атмосферу в обществе и решить самые уязвимые проблемы: выплату пенсий, зарплат бюджетникам и военнослужащим, более или менее постоянно выплачивать внешний долг. В то же время стабильное развитие экономики эксперты связывают не столько с эффективными действиями президента и правительства, сколько с внешними обстоятельствами - следствием дефолта 1998 года и достаточно высокими ценами на нефть.
В политической жизни эксперты выделяют такие факторы, как политическая стабильность, связанная с консенсусом в Госдуме; укрепление вертикали власти и отсечение олигархов от принятия решений; путинский прорыв на Запад и попытка изменить имидж России на международной арене.
Практически все опрошенные позитивно оценили тот факт, что Путин персонифицировал стабильность, однако превращение парламента в управляемый орган власти оценивается экспертами неоднозначно. С одной стороны, исполнительная власть обеспечила себе возможность проводить целенаправленную политику реформ, с другой - сама оказалась не готова к этим возможностям: законы делаются некачественно и продавливаются через Госдуму. Такая же неоднозначная оценка дается экспертами и укреплению вертикали власти, которая хоть и повысила роль федеральной бюрократии, что позволило предотвратить распад страны, но не решила проблему коррупции, и именно этим во многом объясняется передача части ресурсов от регионов Центру. Кроме того, укрепление властной вертикали привело к усилению позиций лишь исполнительной власти, а точнее - президентской ее составляющей, при этом резко ослабла роль законодательной власти. Ряд экспертов считает, что это говорит о переходе к авторитарной модели правления, где из принятия решений исключено большинство политических элит, в том числе и парламент. В данный период резко возрастает роль Кремля, однако, по мнению экспертов, у президента и его окружения до сих пор еще нет внятной стратегической программы действий.
Эксперты не пришли к единому мнению о том, продолжится ли тенденция укрепления вертикали власти, но большинство из них уверены, что неизбежно начнется процесс децентрализации и усиления роли не только президента, но и других политических сил. Ряд опрошенных предполагают, что Путин на своем втором президентском сроке может подготовить переход страны от президентской системы к парламентской. Не исключено, что темп реформ будет более медленным. В то же время некоторые эксперты считают, что одна из главных проблем нынешней власти состоит в том, что реальная политическая жизнь все больше виртуализируется, то есть решение проблем подменяется либо разговорами о них, либо какими-то деяниями, которые вообще никакого отношения к делу не имеют.
Что может повлиять на развитие политической ситуации
В числе основных факторов, которые могут принципиально изменить существующее положение, эксперты называют, во-первых, падение цен на нефть. Если резкого снижения количества нефтяных долларов в бюджете страны не произойдет, то ситуация будет развиваться достаточно стабильно и вряд ли окажет существенное влияние на президентские выборы.
Вторым фактором может стать экономический обвал, сопоставимый с августом 1998 года (что маловероятно). Ряд экспертов отмечают, что даже обострение экономических проблем вряд ли отразится на доверии населения к президенту. В случае возникновения серьезных трудностей Путин, вероятно, отправит в отставку премьер-министра, чтобы списать на него ответственность за неблагоприятное развитие ситуации.
В числе других серьезных проблем, способных повлиять на политическую ситуацию в стране, называется криминализация общества, которая вместе с неудачами в экономике может вызвать социальный взрыв. Слишком быстрый темп реформ и неготовность общества к нему также могут породить социальную напряженность и вызвать протест населения. По мнению ряда экспертов, нельзя сбрасывать со счетов и тему Чечни. Сегодня Путину удалось убрать ее с первых полос СМИ, но она опять может стать актуальной в 2003-2004 годах. Неопределенность и сложность политической ситуации может также усилить активность коммунистов, которые после отлучения их от власти могут стать настоящей, а не мнимой оппозицией. Неразрешенность вопроса разграничения полномочий между Центром и регионами может спровоцировать конфликт их с Центром и с олигархами.
Фигуры, оказывающие наибольшее политическое влияние
По мнению экспертов, наибольшим влиянием сегодня пользуются президент, его администрация, олигархи, силовые органы и спецслужбы. Значительно реже они называют правительство, бюрократию, полпредов Северо-Западного и Центрального федеральных округов и представителей региональных элит. Также довольно влиятельной силой эксперты считают Семью, которая продолжает серьезно влиять на процесс принятия решений. Что касается персоналий, то здесь среди олигархов эксперты называют Романа Абрамовича, Александра Мамута, Владимира Потанина, Сергея Пугачева, Олега Дерипаску и Вагита Алекперова. Особенно подчеркивается влияние "серого кардинала" Анатолия Чубайса и его клана, в который, по мнению опрошенных, входят члены правительства Алексей Кудрин, Герман Греф, Александр Починок и Алексей Улюкаев.
Особое внимание экспертов привлечено к окружению президента, где они выделяют часть старой ельцинской команды - Александра Волошина, Владислава Суркова ("политические технологи, главная задача которых следить за функционированием политического режима"), Михаила Касьянова и группу "старых и новых питерцев" - Виктора Иванова, Игоря Сечина ("политические комиссары, которые в какой-то мере контролируют команду политтехнологов"), Алексея Кудрина и Николая Патрушева. Во взаимоотношениях старой и новой команды Путина существуют проблемы, что порождает немало слухов о возможных отставках Касьянова и Волошина. Однако эти отставки маловероятны и возможны только при очень неблагоприятном развитии социально-экономической и политической ситуации. Путин может сделать это непосредственно перед выборами, чтобы перевести стрелку на непопулярные фигуры.
Причины, по которым Касьянов и Волошин пока не могут быть отставлены, по мнению экспертов, таковы. Во-первых, они являются представителями Семьи, которая имеет сильные рычаги политического и финансового влияния, и Путину нет смысла создавать себе потенциальных конкурентов. Во-вторых, они достаточно эффективные менеджеры и предприниматели, в то время как "путинские продвиженцы из силовых структур не могут решать проблемы, а могут только исполнять приказы". Уход Волошина из администрации президента, по мнению экспертов, возможен только в "Газпром" на место Алексея Миллера, что еще больше повысит его влияние на процесс принятия важных политических решений. Отставка же Касьянова превращает его в самостоятельную политическую фигуру, на которую может сделать ставку как Семья, так и олигархи. Ряд экспертов называют Касьянова реальным кандидатом, способным баллотироваться на пост президента даже в 2004 году.
Политические силы, на которые может опереться Путин
Мнение экспертов по этому поводу разделилось. Часть опрошенных полагают, что Путин может опереться практически на все слои общества, "он президент всех россиян". Феномен Путина, по их мнению, как раз и состоит в том, что он "содержит кусочки ожиданий самых разных групп", и нет смысла ничего менять, поскольку это и создает высокий рейтинг. Другие же эксперты к силам, являющимся опорой президента, причисляли, во-первых, административный ресурс. При этом они отмечали, что интересы Путина и бюрократии очень сильно расходятся, поэтому чиновничество будет поддерживать президента до тех пор, "пока он не перейдет определенных границ".
Путин также опирается на силовые структуры, на олигархические группировки и региональные элиты. Однако ряд экспертов отмечают, что представители финансовых группировок имеют свои собственные интересы, большая часть которых осталась со времен Ельцина. Поэтому психологически им ближе Касьянов ("человек вальяжный, постоянно ищущий компромисса, не немец по натуре"). Но одновременно элита как таковая уважает иерархию, вертикаль, и пока Путин наверху, элита бунтовать не будет - "наша элита на это не способна". Кроме того, Путин вынужден опираться на старую ельцинскую команду, которая может быть к нему и не лояльна.
Что касается политических партий, то большинство экспертов отмечают, что безусловной опорой президента является "Единая Россия". Однако, полагают опрошенные, Путин может опираться и на другие партии, такие, как СПС ("вторая партия власти"). Лишь небольшое число экспертов считают, что поскольку в настоящее время в России нет ни одной по-настоящему массовой партии, то президенту следует искать опору во всех политструктурах, в том числе и в КПРФ. В то же время представители коммунистов, участвующие в экспертном опросе, считают свой союз с Путиным "романтическим просчетом". Поэтому скорее всего КПРФ пойдет на выборы самостоятельно и будет критиковать президента и его реформы.
Рейтинг Путина - залог успеха на выборах
Большинство экспертов отмечают, что рейтинг президента понизится, как только он определится со своей социально-экономической и политической программой. Тем более что его рейтинг до сих пор остается отражением скорее надежд, чем реальных результатов. Война в Чечне, непопулярная реформа ЖКХ и даже появление большого количества компромата тоже могут сыграть свою негативную роль. Несмотря на это, в настоящее время альтернативы Путину нет. Нет и настоящей оппозиции, и он не хочет ее создавать. Президент достаточно осторожен, он ведет себя так, чтобы ни из кого не сделать врага и реального оппонента на выборах.
По мнению экспертов, Чубайс и Касьянов потенциально являются конкурентами - у них большое количество ресурсов как финансовых, так и имиджевых, на них могут сделать ставку олигархи, политические элиты и губернаторы, не согласные с действиями президента. Однако при благоприятном развитии ситуации (отсутствие отставок) вероятность их участия в выборах 2004 года очень небольшая. Она может возрасти в 2008 году, когда Путин реально будет озабочен проблемой преемника. Правда, большинство опрошенных считают, что это будет ставленник либо Кремля, либо финансовых группировок.