Законодательство ряда стран ближнего зарубежья в отличие от законодательства РФ, допускающего двойное гражданство, не приняло во внимание демографическую, экономическую и этнокультурную специфику постсоветского пространства и не содержит норм, необходимых в условиях правопреемства.
Возникшие коллизии правовых систем России и государств ближнего зарубежья преодолены частично лишь с Туркменией и Таджикистаном на основе договоров об урегулировании вопросов двойного гражданства; с Казахстаном, Киргизией, Грузией, Арменией - о правовом статусе граждан сторон на территориях друг друга; с Казахстаном и Киргизией - об упрощенном порядке приобретения гражданства. Исключением является создание Союза Белоруссии и России, который открывает благоприятные возможности для гармонизации законодательства.
Практически свернуты представительства русскоязычного населения в центральных и местных органах власти. Русскоязычное население лишено права на равноценную работу, занятие предпринимательской деятельностью. Нередки необоснованные преследования активистов организаций российских соотечественников со стороны властей или националистических организаций. Имеется немало свидетельств прямого физического насилия над лидерами русских общин, лишения представителей нетитульной нации имущества, изгнания из жилищ. Повсеместно отсутствуют механизмы надежной судебной защиты.
Такая политика имеет серьезные общественно-политические и социальные последствия не только для России, но и для государств ближнего зарубежья, поскольку дестабилизирует мир и согласие, затрудняет интеграционные процессы, подрывает взаимное доверие, вызывает масштабную, часто неконтролируемую миграцию.
Нетерпимо острой остается проблема русского языка. Почти во всех новых независимых государствах были приняты национальные законы о языке, провозглашающие в качестве государственных только национальные языки. В законодательстве восьми государств - Азербайджана, Армении, Грузии, Латвии, Литвы, Эстонии, Узбекистана, Украины - русский язык отнесен либо к иностранному, либо к языку национального меньшинства, либо просто к понятию другого языка, то есть не государственного. Жители, не владеющие местным языком, автоматически лишены ряда важных экономических, имущественных и политических прав.
Приоритетным направлением российской политики в отношении соотечественников должно быть содействие созданию благоприятных условий для достойного проживания в странах зарубежья при добровольном сохранении этнокультурной и языковой самобытности, восстановлении исторически сложившегося и единого культурного, информационного и образовательного пространства как важного фактора духовной общности, залога взаимопонимания народов. Вместе с тем Россия, в соответствии со своими международными обязательствами и национальным законодательством, должна быть готова принять на своей территории соотечественников, переселяющихся на добровольной основе или вследствие возникновения чрезвычайных обстоятельств в странах их нынешнего проживания.
В особом внимании и экстренной гуманитарной помощи нуждаются соотечественники в странах нового зарубежья, проживающие в зонах конфликтов (в Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе, Приднестровье), а также в местах стихийных бедствий.
Проведение в жизнь принципов и норм международного права в области прав и основных свобод человека и гражданина должно стать одним из важных методов защиты законных интересов наших соотечественников, в случае необходимости - предметом рассмотрения МПА государств - участников СНГ с учетом международных правовых документов: Устава СНГ, Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека, других многосторонних и двусторонних договоров и соглашений.
По нашему мнению, МИД, комиссия по правам человека при президенте РФ и другие ведомства и организации должны перейти от деликатного умалчивания нарушения прав русских в странах Содружества и Прибалтики к бескомпромиссной их защите всеми средствами и мерами, в том числе политико-дипломатического и экономического характера.
Загранучреждения МИД России, российские центры науки и культуры за рубежом, представительства других российских министерств и ведомств проводят немалую работу по поддержке соотечественников. Вместе с тем, на наш взгляд, следует глубже вникать в их проблемы и нужды, решительно отстаивать их интересы перед местными властями, оказывать соотечественникам посильную помощь и поддержку, информировать о государственной политике России на этом направлении.
Видимо, пришло время изменить тональность в наших диалогах с партнерами по СНГ по правам соотечественников. Нарушения их прав следует считать основанием для пересмотра политики России в отношении государства, в котором такая дискриминация имеет место.
Остро стоит вопрос о консолидации русских за рубежом. Это важная проблема, которая с учетом препятствий, чинимых властями (в Туркменистане, например, руководство вообще отказывается регистрировать русскую общину), в значительной степени зависит от усилий самих соотечественников. Пристальное внимание следует уделить как организационному, так и экономическому укреплению русских общин. Пример других диаспор в мире (например, армянских, еврейских, татарских, украинских и др.) показывает, что, объединяясь, можно поддерживать неимущих и стариков, очаги культуры, свое искусство, культуру, просвещение.
Организации российских соотечественников в странах СНГ и Балтии проводят в соответствии с законодательством стран проживания серьезную и многоплановую работу. Она направлена на сохранение этнической и культурной самобытности, развитие и укрепление всесторонних контактов с Россией. Вместе с тем сохраняется широкое поле деятельности для совершенствования работы зарубежных организаций, в том числе в плане преодоления существующих разногласий между различными организациями диаспоры, объединения усилий для совместных действий по утверждению и защите своих законных прав.