Вчера в Брюсселе состоялись первые официальные консультации представителей Европейского союза и России по проблеме Калининградской области, которые, по существу, ничем не закончились. Стороны лишь изложили друг другу свои достаточно жесткие позиции, заявили, что готовы к разумному компромиссу, но остались при своем мнении. Сроки завершения переговоров не установлены, однако можно ожидать какого-то прояснения ситуации к октябрьскому саммиту ЕС-Россия. Не исключено, впрочем, что калининградская проблема будет отложена до еще "лучших времен", когда Польша и Литва вступят в ЕС.
Напомним, что речь идет о возможности обеспечения свободного передвижения граждан России в Калининградскую область и обратно, которая существует в настоящее время. Россия настаивает на таком же безвизовом транзите и после того, как самая западная область нашей страны окажется в тесном кольце Евросоюза. Однако противная сторона это полностью отвергает.
Дело в том, что Шенгенская конвенция является непреложным законом ЕС. Компромисс, на который готовы пойти европейцы по калининградской проблеме, заключается в том, что ЕС может наладить систему быстрой выдачи шенгенских виз, в том числе и многократных, сделав их более дешевыми. Разумеется, такое предложение не может устраивать Россию, поэтому проблема Калининграда может стать серьезным препятствием в развитии отношений нашей страны с Европой.
"Калининград - не Швейцария"
В то же время российскую дипломатию иногда довольно трудно понять: то ли она беспокоится о свободном сообщении Калининградской области с "материковой" Россией, то ли о беспрепятственном доступе на шенгенскую территорию. Очевидно, что это совсем разные вопросы и техника решения их различна. Вчера свое видение этой проблемы представил журналистам губернатор Калининградской области Владимир Егоров. Из того, что сказал губернатор, выходило, что Россия хочет "всего сразу". Более того, калининградцам свободный выход в Европу нужнее, чем безвизовый въезд в "большую Россию". "Непонятно, - сказал Егоров, - почему по шенгенскому пространству свободно перемещаются даже граждане Гондураса, а нам - нельзя". Губернатора обижает, когда на вопрос, почему Шенгенское соглашение делает исключение для Швейцарии, но не делает для Калининградской области, чиновники Евросоюза отвечают: "Так ведь то Швейцария".
Озабоченность губернатора "разрывом человеческих связей", который случится после вступления Литвы и Польши в Евросоюз, вполне понятна. Из цифр, которые он сообщил по просьбе обозревателя "НГ", выходило, что в западном направлении калининградцы передвигаются в 5-6 раз интенсивнее, чем в восточном. Проблему доставки людей и грузов на территорию РФ можно в принципе решить за счет альтернативных маршрутов (уже строится, например, паромная переправа Балтийск-Усть-Луга), а вот в Европу кружных путей нет. Поэтому визовой режим кажется губернатору мерой откровенно дискриминационной.
То же самое и с грядущим "разрывом экономических связей". Владимир Егоров признает, что географическое положение области и присвоенный ей статус особой экономической зоны - это преференции, благодаря которым область смогла привлечь иностранные инвестиции, модернизировать предприятия и добиться высоких темпов экономического роста. Поэтому "режим полного декларирования грузов, на котором настаивает ЕС", по словам губернатора, разрушит экономические связи, которые устанавливались годами. Понятно, что никому в области это не нравится и нравиться не может. Но все-таки речь идет не о дискриминации, а об утрате некоторых льгот, которыми пользовалась область в порядке исключения. И вопрос о том, как эти потери компенсировать, сугубо российский, а не европейский вопрос.
Европу волнует дырка в границе. Не исключено, что ее можно заткнуть иначе, нежели предлагает Евросоюз, но как именно - российские оппоненты не говорят. Видимо, потому что хотели бы оставить ее незаткнутой. А значит, любое решение, которое в конце концов примет Евросоюз, будет "плохим".
Гонконг на Балтике
А в это время у группы калининградских чиновников возникла идея нового варианта развития экономики самого западного проблемного российского региона. Это случилось после того, как они познакомилась с опытом работы свободных экономических зон в Китайской Народной Республике.
Как сообщил корреспонденту "НГ" один из участников делегации главный федеральный инспектор по Калининградской области Владимир Саканов, чиновники областной администрации, мэрии Калининграда, известные в регионе бизнесмены побывали в Пекине, Гонконге и свободной экономической зоне Шэньчжэнь. По итогам поездки в ближайшие дни будет подготовлена политическая записка Владимиру Путину с целью использования положительного опыта развития свободно экономических зон юга Китая для Калининграда.
По словам первого заместителя администрации Калининградской области Михаила Цикеля, свободные экономические зоны в Китае достигли такого уровня развития, что в это трудно поверить - лучше раз увидеть, чем 100 раз услышать. За 20 с небольшим лет бывший рыбацкий поселок Шэньчжэнь, где прежде проживали всего 30 тыс. человек, превратился в суперсовременный город с населением в 4,5 млн. человек. Достичь таких экономических успехов китайцы смогли благодаря четкой вертикали власти. Губернатор свободной экономической зоны назначается правительством. Его статус приравнен к статусу министра правительства Китая. Это дает ему полномочия оперативного управления всеми госструктурами в рамках свободных экономических зон. Еще у китайцев, считает Цикель, можно перенять, например, налоговые и таможенные условия: оказывается, в Шэньчжэне и в Гонконге всего лишь 70 таможенников. А экономический рост в значительной мере стимулируется низкими налогами.
Мэр Калининграда Юрий Савенко в беседе с корреспондентом "НГ" заявил, что посещение Гонконга и свободной экономической зоны Шэньчжэнь вызвало у него состояние шока и мысли о необходимость срочной смены курса развития калининградской экономики. Он отметил, что в нашей стране федеральные власти слишком много говорят, а мало делают. Необходимо срочно создавать в Калининграде, как и во всем регионе, локальные экономические зоны по примеру Китая, где для товаропроизводителей и предпринимателей первые два года отсутствуют всякие налоги, в полном объеме они начинают платить налоги лишь после десяти лет своей деятельности. В этом направлении надо работать, считает Савенко, и тогда все инвесторы потянутся в Калининград.
Правда, китайский опыт имеет очень важную специфику: управляемость всей системы обеспечивает Коммунистическая партия. Кто у нас мог бы исполнить руководящую и направляющую роль? "Я не политик, - ответил президент калининградского Союза предпринимателей и промышленников Борис Овчинников, - но мне нравится, как там идет борьба с коррупцией". Удастся ли применить китайский опыт в Калининградской области? Ответ на этот вопрос будут ждать из Москвы.