0
926
Газета Политика Интернет-версия

25.07.2002 00:00:00

Почему в России нет открытой политики

Александр Иванченко

Об авторе: Александр Владимирович Иванченко - председатель Общественного совета содействия гражданскому и государственному обустройству России.

Тэги: гражданский форум, власть, отношения


Состоялись крупные по нынешним временам кадровые назначения: Эллы Памфиловой - председателем президентской комиссии по правам человека и Абдул-Хакима Султыгова - спецпредставителем президента по обеспечению прав и свобод человека в Чечне. Очевидно, что эти назначения призваны продемонстрировать внимание Кремля к проблеме защиты прав человека в России. Смогут ли новые фигуры изменить ситуацию? Ведь на этом поприще функционирует институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Можно лишь пожелать новым назначенцам, возглавившим органы, не имеющие серьезных полномочий, гражданской смелости в работе с нашим государством, которое никак не поймет, для чего ему нужны граждане, а тем более их права и свободы.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разграничить государственные и общественные функции, понять, что государство - это исполнитель воли граждан, народа, общества, а не наоборот. Сегодняшние реалии таковы, что мы не знаем, какую государственность строим, что понимаем под гражданским обществом. В результате работа по укреплению вертикали власти вырождается в бюрократическую кампанию. Граждане объективно не могут принимать участие в этой работе, у них нет каналов обратной связи с органами власти. Президент компенсирует отсутствие постоянных контактов воспоминаниями о своей жизни в коммунальной квартире. Нелишне вспомнить, что прежние руководители к связям с народом подходили более основательно. При Сталине, например, де-юре существовал институт всенародных обсуждений важных вопросов государственной жизни, а при Брежневе был принят указ о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан.

Даже в те времена по "каналам связи" можно было обратиться в Советы, парткомы, комитеты народного контроля и быть уверенным, что на свое обращение ты получишь хотя бы отписку. Сегодня же в стране фактически отсутствуют институализированные каналы связи граждан и власти. Чиновники не удостаивают "челобитные" своим вниманием, так как не несут никакой установленной законом ответственности за работу с гражданами. Такие чиновники вполне обоснованно принимают государство за самих себя, а вовсе не за организацию власти народа. Основная причина сложившегося положения дел - в отсутствии в России публичной политики, то есть политики открытой, подконтрольной обществу. Чиновник служит не народу, а своему начальнику. Президент строит вертикаль власти, подчиненную себе, но никак не гражданам.

Исполнительная власть живет лишь благодаря рейтингу президента, который интуитивно чувствует дыхание страны. Но это равновесие в любой момент может быть нарушено. Нужны убедительные шаги со стороны государства, свидетельствующие о налаживании его отношений с гражданским обществом и прежде всего путем вовлечения людей в выработку государственных решений, создания системы общественного контроля за государственным аппаратом.

После Гражданского форума во взаимоотношениях власти и общества практически ничего не изменилось. Причем связь разрывается не только на уровне чиновничьего аппарата. Структуры, которые взяли на себя функции координации деятельности неправительственных и общественных организаций, не смогли организационно оформиться и не получили государственной поддержки. Об этом говорит наш собственный опыт. От имени нескольких неправительственных организаций мы предлагали Гражданскому форуму и президенту РФ конкретные законодательные инициативы, направленные на формирование действенных каналов обратной связи между обществом и властью, - проекты федеральных законов о гарантиях права граждан Российской Федерации на обращения и петиции и об общественном обсуждении проектов федеральных законов и вопросов, требующих законодательного решения. Первый законопроект призван обеспечить конституционное право граждан направлять в органы власти обращения и петиции, получать ответ по существу этих обращений, требовать принятия по ним необходимых мер; второй - установить механизм участия граждан, различных общественных структур в обсуждении законодательных инициатив, важнейших вопросов государственной и общественной жизни. Эти законы, бесспорно, нужны и государству, и народу. Однако инициативы не дошли ни до главы государства, ни до организаторов Гражданского форума.

Полагаем, что в продвижении гражданских инициатив может помочь только объединение, кооперация различных неправительственных структур снизу. Именно такую цель поставил перед собой Общественный совет содействия гражданскому и государственному обустройству России, инициаторами создания которого выступили ряд некоммерческих организаций, общественных объединений и фондов. Он должен содействовать развитию нашей страны как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Стратегическим направлением своей деятельности Совет считает создание правовых гарантий публичности, открытости в отношениях власти, должностных лиц и граждан.

На заседании Общественного совета состоялась презентация инициативного проекта Федерального закона "О гарантиях предоставления информации о деятельности и решениях государственных органов, органов местного самоуправления". Именно об этом законе говорил Путин в своем Послании Федеральному собранию. Услышала ли бюрократия своего президента? Если да, то мы готовы к конструктивной работе по доработке проекта. Иного не дано. Только путем сотрудничества и профессионального взаимодействия мы можем сделать политику публичной, а государство открытым и оптимистичным.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
1035
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1280
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1167
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1157

Другие новости