Согласно данным Министерства юстиции, Народная партия РФ (партия Геннадия Райкова) получила госрегистрацию буквально через месяц после своего учредительного съезда, а "Единая Россия" и вовсе через полмесяца. И это с учетом того, что министерство имеет право проверять представленные партийные документы в течение 30 дней. КПРФ зарегистрировалась через полтора месяца после своего преобразовательного съезда, а вот "Союз правых сил" - только через три, "ЯБЛОКО" же получило "добро" и вовсе через четыре месяца. Никакой вины чиновников Минюста в этом нет. Правые партии по своей инициативе сделали паузу перед официальной регистрацией, чтобы не один раз проверить, сколько же человек реально состоит в их организациях. Теперь они точно так же не спешат и с регистрацией своих региональных отделений - СПС уже почти четыре с половиной месяца, "ЯБЛОКО" - три. Что касается левых и центристов, то они уже зафиксировали свои филиалы в регионах.
Причины, по которым партийное строительство на правом фланге идет гораздо медленнее, чем в центре и слева, состоят в том, что политические структуры, называющие себя правыми партиями, таковыми пока не являются. Здесь действуют три деморализующих фактора: во-первых, вмешательство власти в процесс партстроительства; во-вторых, чрезвычайная забюрократизированность государственных структур и, наконец, менталитет партийных масс, а проще сказать, дисциплина партийцев.
Первый фактор оказал существенное влияние на "Либеральную Россию". Кроме отказа Минюста зарегистрировать партию на федеральном уровне у "либералов" были и трудности с поиском в Москве офиса для получения юридического адреса. Как только тот или иной собственник, поначалу не имевший никаких возражений, узнавал, что в его здании расположится "партия Березовского", согласие на сделку тут же исчезало. В руководящих структурах "Либеральной России" не исключают, что в ближайшее время против нее может быть выставлен партийный двойник, что станет еще одним препятствием для регистрации этой партии.
Что касается СПС, то он всегда испытывал на себе неявное давление со стороны власти. Нынешний режим явно заинтересован в том, чтобы в России существовала лояльная ему правая партия, поэтому к СПС власть применяет политику "кнута и пряника": то заботится о его будущем, блокируя конкурентов, а то закажет мощный антинемцовский пиар после очередных критических высказываний лидера правых. К примерам вмешательства во внутрипартийную жизнь можно отнести и пребывание в "Союзе правых сил" Сергея Кириенко, по долгу службы и позыву души охраняющего здесь интересы Кремля.
А вот для партии Григория Явлинского "участие" властных структур в партийных делах всегда было любимой темой для переживаний. Например, "яблочники" уверены в том, что их нынешнее скромное положение в Думе обусловлено тем, что часть поданных за них голосов на парламентских выборах была беспардонно "украдена" и отдана другим. То же самое, по их мнению, произошло и на выборах президентских. В "ЯБЛОКЕ" очень популярен рассказ о том, что Григорий Явлинский докладывал об этом Владимиру Путину в личной беседе с президентом в Кремле весной 2000 года. Явлинский якобы заявил, что именно это помешало ему встретиться с Путиным во втором туре выборов. И когда Путин спросил его, кто же эти голоса "украл", то получил короткий ответ: губернаторы. Близкие к лидеру "ЯБЛОКА" люди утверждают, что президент пообещал Явлинскому во всем разобраться, а потом напоминают, что вскоре после этого разговора в Кремле Путин и затеял федеральную реформу, создав семь округов, поменяв Совет Федерации и получив в руки более надежные управления региональной элитой. Доказать истинность этой истории - дело безнадежное, поэтому приходится верить "яблочникам" на слово. Тем более что вмешательство власти в партийные дела действительно очень редко происходит в открытых формах, а о скрытых партийные деятели часто просто говорят, не имея возможности предоставить какие-то факты.
Бюрократическое лицо государства наши обновляющиеся партии могут видеть гораздо чаще. Но благодарить за это они должны только самих себя. Многие противники нынешнего закона о политических партиях предупреждали: заложенные в нем процедуры приведут к чиновничьему произволу. Сегодня и СПС, и "ЯБЛОКО", голосовавшие за этот закон, узнали, что он собой представляет. Как стало известно корреспонденту "НГ", у "ЯБЛОКА" сейчас "зависло" около десятка региональных отделений только потому, что изменившийся после 1 июля порядок регистрации юридических лиц фактически парализовал работу многих управлений Минюста в субъектах РФ. Их работники "не знают", что им делать, хотя соответствующие постановления правительства уже изданы, или же у них просто нет нужных для работы бланков. Между тем для партии Явлинского этот десяток филиалов является зачетным - только после того как они получат регистрацию на местах, партия может получить полновесное признание в центре.
СПС данная проблема тоже стороной не обошла, однако здесь главным тормозом интенсивного партстроительства является либеральный менталитет части партийных масс. Настойчивые попытки партийных лидеров добавить в идеологическую атмосферу хотя бы толику авторитарности для того, чтобы партия могла более или менее долго существовать, ни к чему не приводят. Напомним, что вся история новых российских правых, ранее называвшихся "демократами", - это история постоянных расколов и непримиримой борьбы прежде всего друг с другом. От этого погибла "Демократическая Россия", зачах "Демократический выбор России", ополовинился СПС. Именно поэтому партийные лидеры правых уже несколько раз пытались заложить в уставы что-то похожее на знаменитый демократический централизм, но всякий раз уступали поднимавшемуся снизу возмущению. Так произошло в "Союзе правых сил", в "ЯБЛОКЕ" же были вынуждены упростить прием в члены партии.
Во многом, правда, такие уступки были сделаны потому, что норму закона о минимальном количестве членов партии - 10 тысяч человек - никто не отменял. Поэтому архидемократичные партийные уставы правые стремятся нейтрализовать тем, что они не форсируют строительство региональных структур, чтобы туда не попали люди, которыми потом невозможно будет управлять. Ведь потом именно региональные отделения станут выдвигать делегатов на съезды, где будут избираться лидеры партий, а у себя на местах только они смогут участвовать в выборах регионального уровня. Так что цена спешки здесь может оказаться слишком велика.
Интересно, что еще весной прошлого года один из лидеров СПС заявил корреспонденту "НГ", что обязательная численность в 10 тысяч членов для партии не проблема. Проблемой, сказал он, будет создание механизма, с помощью которого можно будет неявно устранять или хотя бы ограничивать возможности рядовых членов партии без спроса вмешиваться в политику центрального руководства. При этом функционер СПС в качестве отрицательного примера приводил "ЯБЛОКО", которое уже вынуждено было ликвидировать свои московский и питерский филиалы, где власть путем массового роста рядов захватили нелояльные Явлинскому люди. Так что "ЯБЛОКО" на собственном горьком опыте, а СПС - на чужом заранее знают о том, что торопиться не стоит.