Как и предсказывали эксперты, авиасалон "Фарнборо 2002" оказался менее масштабным и интересным, чем предшествующие британские выставки. По сравнению с 2000 годом число экспонатов сократилось на 39, уменьшилась натурная экспозиция, скучнее, особенно на фоне отсутствия российских истребителей, стала программа показательных полетов. Уже очевидно, что позапрошлогодний рекорд, когда на Фарнборо было объявлено о заключении контрактов на сумму 52 млрд. долл., побит не будет. Помимо объективных факторов, о которых "НГ" уже писала, такая ситуация связана со спадом, разразившимся в мировой авиационной индустрии после терактов 11 сентября 2001 года.
Все ведущие компании вынуждены теперь сокращать расходы, в том числе и выставочные. На этом фоне российская экспозиция не выглядит ущербной. Как заметил глава Минпромнауки Илья Клебанов, отечественных компаний стало меньше, а экспозиция - больше. Клебанов связывает такую ситуацию и с процессом интеграции отечественной оборонки, подчеркивая, что на следующих международных выставках эта тенденция станет еще более очевидной. Министр также пообещал, что в ближайшее время правительство решит проблему, связанную с исками швейцарской фирмы "Нога". По словам Клебанова, российские боевые самолеты будут участвовать во всех выставках. По информации "НГ", нанятые правительством американские адвокаты уже готовят соответствующие юридические действия.
А пока представители отечественного ОПК продолжают презентации и переговоры с потенциальными заказчиками в рамках действующей экспозиции. В этом году она организована достаточно компактно и объединена вокруг стенда "Рособоронэкспорта". Исключение составляют крупные авиастроительные фирмы: АВПК "Сухой", сделавший очередную попытку собрать под свои знамена значительную часть кооперации, РСК "МиГ" и Иркутский авиазавод.
В целом выставка пока бедна на новинки и события. Среди тем, на которые эксперты обратили особое внимание, - передача королевским британским ВВС первого серийного истребителя "Еврофайтер" и представление самого большого (А340-600) и самого маленького (А318) лайнеров "Эрбаса". Извечный оппонент "Эрбаса" - "Боинг" сделал ставку не на демонстрацию самолетов, а на продвижение новых программ в области высоких технологий. Речь, в частности, идет о создании систем глобального мониторинга любых движущихся объектов, что позволит решить очень многие проблемы, включая управление воздушным движением.
Возвращаясь к российской экспозиции, следует отметить масштабное выступление на выставке авиакомпании "Волга-Днепр" - ведущего мирового игрока на рынке сверхтяжелых перевозок. Сегодня она подписывает в Фарнборо контракт о строительстве нового тяжелого транспортника Ан-124-100, который позволит увеличить флот этих машин до 10. Это первый за последние несколько лет заказ на такие самолеты. Кроме того, "Волга-Днепр" заключает соглашение о создании модернизированного Ан-124-100М, грузоподъемность которого составит 150 тонн. Отметим, что созданный российскими и украинскими предприятиями прибыльный рынок сверхтяжелых перевозок на Ан-124 переживает бум - доходы работающих в этой сфере компаний возросли в первом полугодии на 66 млн. долл. Во многом это связано с тем, что ведущие державы мира осознали все выгоды переброски миротворцев и гуманитарной помощи на сверхтяжелых российских самолетах.