0
567
Газета Политика Интернет-версия

24.07.2002 00:00:00

Люби меня по-французски


Одним из итогов встречи Владимира Путина и французского президента Жака Ширака явилось подтверждение сделки по закупке французских аэробусов. Она наделала немало шума в России. "Аэрофлот" закупит восемнадцать среднемагистральных А-320 за 600 млн. долл. США. Этой сделке предшествовала острая конкурентная борьба, как было пояснено на совместной пресс-конференции двух президентов. Кое-кто, особенно лоббисты российского авиапрома, обвиняет Путина в непатриотизме. Мол, вместо того, чтобы заставить "Аэрофлот" приобрести отечественные самолеты, глава государства помогает выжить европейцам.

Но это только на первый взгляд. Политико-экономическая интрига при более внимательном рассмотрении оказывается и глубже, и шире. Нет оснований не доверять словам президента о том, что авиационный приоритет России - это все же развитие отечественной авиации. В настоящее время парк гражданского воздушного флота РФ составляет около 1,5 тыс. самолетов. По большей части он изношен, требует замены. Конечно, 18 французских машин погоды в техническом перевооружении не делают. Но являются теми маяками, на которые держит равнение авиапром. Кстати, сама по себе сделка оказалась весьма успешной. При средней продажной цене 150-местного аэробуса в 55 млн. долл. "Аэрофлоту" каждый из них обойдется на треть меньше - в 33,3 млн. долл.

Но и это еще не все. Как поясняет посол Франции в РФ Клод Бланшмезон, аэробусная сделка тесно связана с космическим сотрудничеством Европы с Россией. В конце текущего года ожидается принятие принципиального решения по этому вопросу. "Росавиакосмос" получит новую возможность заявить о себе на международном космическом рынке. Здесь уже суммы сделок исчисляются миллиардами долларов. Здесь имеется определенный совместный интерес. В прошлом году, например, "Росавиакосмос" и Европейский аэрокосмический и оборонный концерн подписали соглашение о стратегическом партнерстве, согласно которому инвестиции в российскую аэрокосмическую промышленность составят 2,1 млрд. долл. на ближайшее десятилетие. Кроме того, опыт успешного сотрудничества накоплен в ходе работы с компаниями "Старсем" и "Еврокот".

Все они выступают, да простят за упрощенчество специалисты, дилерами Европейского космического агентства. В частности, имеется конкретный проект совместных постоянных запусков российских ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру во Французской Гвиане. "Если бы вопрос зависел только от Франции, он был бы уже решен, - признался год назад, будучи вице-премьером, Илья Клебанов. - Однако космодром Куру находится в управлении Европейского космического агентства и требует согласования с министрами европейских стран". Сделка по среднемагистральным А-320, в производстве которых задействована не только Франция, безусловно, подтолкнет Европу к быстрейшему решению вопроса в области космического сотрудничества.

Но это, очевидно, не единственный политический резон, которым руководствовался российский президент, благословляя приобретение "Аэрофлотом" французских самолетов. Дело в том, что безусловным лидером в гражданском космосе выступают Соединенные Штаты, на долю которых приходится от 60 до 80% этого рынка. Российское же участие не превышает одного процента. Россия и Европа совместными усилиями бросают вызов Америке. Предпосылки для этого имеются: в течение последних четырех лет упоминавшаяся ранее "Старсем" проводит запуски с космодрома Байконур. В следующем году эта программа будет продолжена. Перевод запусков во Французскую Гвиану в известной мере удешевит их, к выгоде как российской, так и французской стороны. Российские семитонные ракеты-носители "Союз" среднего класса не являются конкурентами французских тяжелых ракет нового поколения "Ариан-5" (грузоподъемность до 10 т), они удачно дополняют друг друга на международном рынке. Стоимость "Союза" около 30-40 млн. долл., "Ариан" почти в два раза дороже. Если все пойдет как планируют российские специалисты, то уже через три года возможен первый запуск "Союза" с космодрома Куру. Однако этот старт вовсе не гарантирует скорейшего передела рынка запусков космических аппаратов. Но соперничество Европы и Америки обострится.

По оценке посла Бланшмезона, сделан стратегический выбор, "весьма важный для будущего". Европе хочется иметь свою космическую и авиапромышленность, которая была бы конкурентоспособной на мировом уровне. Поэтому и необходима Россия.

В то же время совершенно очевидно, что самарское "ЦСКБ-Прогресс" в первую очередь получит новые финансовые стимулы для развития производства, которое еще не так давно составляло 30-40 ракет в год, а ныне снизилось на порядок.

Так что у президента Путина получился удачный политический дуплет: "Аэрофлот" может расширять свои рейсы в Старый Свет, несмотря на введенные ограничения по шуму, авиакосмический сегмент российской промышленности приобрел уверенность в скорейшем подписании соглашения о сотрудничестве с Европой. А в целом российская промышленность получила возможность дальнейшего развития высоких технологий, причем с перспективой на многие годы. Ну и, наконец, в российско-американские отношения привнесен новый нюанс - Москва показала, что она способна объединить свои усилия с европейскими государствами в конкурентной борьбе с Новым Светом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
246
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
736
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
516
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
274

Другие новости