"Идущие вместе", несомненно, знают, куда идут. Это организация все-таки идеологическая, а не чисто функциональная, как думали о ней до сих пор. По-новому взглянуть на сверхзадачу лидера движения Василия Якеменко заставил скандал вокруг писателя Владимира Сорокина. Наши догадки об истинном символе веры "идущих" подтвердило и интервью с главным идеологом движения Борисом Якеменко, историком, братом и заместителем Василия Якеменко.
"Идущие вместе" совсем не похожи ни на аполитичный "накопитель" для юных карьеристов и любителей халявы, ни на замаскированную PR-структуру, изобретенную для разовых заказных перформансов. Еще можно было бы представить, кто взялся проплатить их митинг у американского посольства в поддержку Павла Бородина. Но чьи финансовые интересы могут стоять за акциями против преследования в Латвии партизана Кононова или за последними атаками на либеральных и авангардных литераторов - решительно непонятно. Выходит, "Идущие вместе" действуют все-таки бескорыстно?
Враги и кумиры
Многое становится яснее, если сложить все акции "идущих" за полтора года в единую цепочку и ознакомиться с их мотивировкой в программе организации. Вырисовывается довольно стройная картина. Итак, судя по документам этой организации, друзья и кумиры "идущих": президент Владимир Путин (но не его правительство), Белоруссия и главный российско-белорусский интегратор Павел Бородин, классик военно-патриотической прозы Борис Васильев, Русская Православная Церковь - "последняя организация, искренне и системно занимающаяся проблемами нравственного воспитания молодежи". В интервью обозревателю "НГ" Борис Якеменко заявил: "Для РПЦ прямая задача - стремиться к восстановлению и сохранению нравов и культурных ценностей. Мы, конечно, сотрудничаем с РПЦ. Встречаемся, помогаем восстанавливать храмы и монастыри. Мы подчеркиваем, что православие - это основа нашей культуры. И, наверное, нельзя говорить о том, что у нас в равной степени все участвовали в создании русской культуры".
Враги "идущих": современные либеральные писатели; коммунисты; Запад и бывшие советские республики прозападной ориентации, где "обижают русских", в частности США (дело Бородина), Франция (дело Захаровой), Украина (самолетное дело), Латвия (дело Кононова); команда Евгения Киселева, чье предназначение - "четко спланированная антигосударственная деятельность", министр культуры Михаил Швыдкой, который "целиком и полностью на стороне тех, кто насилует нашу культуру, кто культивирует мерзость и наркоманию, кто зарабатывает деньги любой ценой".
Отвечая на наш вопрос, кем же планировалась антигосударственная деятельность Киселева, Борис Якеменко заявил: "Мы все помним то время, когда Малашенко вызывали для отчета в американский конгресс. И помним, как с Киселевым, когда началась вся эта история, несколько часов за закрытыми дверями беседовал американский посол. Не бельгийский, а именно американский. Я не сторонник теории заговоров, но очевидно, что канал был абсолютно антироссийским".
Американская культура для Якеменко - несомненный источник зла: в ней "отсутствуют такие важные составляющие, как духовность и понимание собственной этничности. Она строилась на агрессии, противопоставлении остальному миру - не случайно статуя Свободы держит факел по направлению к Европе. Эта агрессия осталась по сей день. Так что эта культура вряд ли может способствовать духовному развитию нашей молодежи".
И еще две характерные черточки идеологии "идущих": положительное отношение к смертной казни и крайне отрицательное - к гомосексуализму. По поводу смертной казни Якеменко выразился так: "Уровень жестокости сейчас таков, что на него должен быть адекватный ответ. Не зря митрополит Кирилл, выступая в Думе, напомнил изречение: кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. Если человек, взорвавший дома, нормальный - он сам не сможет дальше с этим жить. Если нет, то от него надо избавляться".
Заместитель председателя "Идущих вместе" развеял последние сомнения в том, что из себя представляет идеологический комплекс его организации. Априорность доброй воли верховного правителя, не отвечающего за грехи бюрократии, призыв к прямой поддержке властителя народом, консерватизм, почвенничество, приверженность к классике и традиционным ценностям, примат "коренной" конфессии, культ здорового образа жизни, ненависть ко всему "нездоровому", "чужеродному", к либералам и к левым. Не правда ли, все это мы где-то уже слышали?
Не случайно "идущих" с первых же их акций начали сравнивать с гитлерюгендом. Упирали, правда, на чисто внешние атрибуты: военизированный стиль выстраивания партийных рядов (пятерки, двадцатки, сотни, тысячи) и демонстративное уничтожение книг на площадях. Однако существует весьма существенное отличие дружины братьев Якеменко от классических фашистских организаций: "Идущие вместе" постоянно подчеркивают свой интернационализм. Иное было бы несовместимо с нынешней официальной идеологией. И являлось бы помимо прочего верным путем к маргинализации всего движения. Потому и поучают братья Якеменко своих подшефных: "Если вам или вашим близким причинили вред, обидели, обокрали, боритесь с хамом, вором, обманщиком, а не с черным, армянином, евреем" (из Морального кодекса "Идущих вместе"). Между тем послевоенная история знает ультраправые движения и без националистической компоненты. Идентифицировать зло по национальному признаку вовсе не обязательно. В роли отрицательных персонажей могут выступать не нации, а отдельные личности - те же Швыдкой, Киселев, Сорокин. Охранительная сущность движения от этого не меняется.
Корни
Внимательнее присмотревшись к идеологическому стержню "Идущих вместе", легко обнаружить, что у этой структуры были и отечественные предтечи вековой давности. Их имена - Русское собрание, Союз русского народа, Союз имени Михаила Архангела. Впоследствии их стали называть черносотенными. Характерно, что первое из этих образований, Русское собрание (1900 года рождения), ставило перед собой не политические, а культурно-просветительные цели: "ознакомить общество со всем, что сделано важного и своеобразного русскими людьми во всех областях научного и художественного творчества".
Вообще в документах ультраправых партий тех лет можно обнаружить немало аналогий и даже фразеологических совпадений с экзерсисами "идущих". Вот, например, высказывание о тогдашней литературе: это "не только не нужный русским людям неважный хлам, но и сильнейший яд, духовная отрава, растлевающая ум, сердце, волю, нравственность и характер русского человека, а следовательно, разрушающая весь организм русского государства". Ну а пресса, согласно Пуришкевичу и его единомышленникам, "с каждым днем усиливает свой злостный, антинациональный, противоправительственный и противоцерковный характер".
Есть еще одна немаловажная общая черта. Черносотенцы получали не только моральную, но и финансовую поддержку властей. Как пишет историк Черной сотни В.Острецов, деньги переводились по линии Министерства внутренних дел. Аналогия очевидна. Дармовые (для членов "Идущих вместе") поезда, свозящие в прошлом году "идущих" со всей страны в Москву на акцию у Васильевского спуска, как вскоре выяснилось, формировались по приказу главы МПС. А нынче "идущие" и вовсе начали получать бюджетное финансирование. Пока, правда, в порядке эксперимента. Как сообщил в интервью "НГ" Борис Якеменко, такой эксперимент, проводится, в частности, в Северном округе Москвы. Местные "идущие" получают средства по статье расходов на взаимодействие муниципальных властей с молодежными организациями. Лиха беда начало...
Черносотенцы начинали не с погромов, а с просвещения. Выступления "идущих" сегодня тоже формально носят мирный характер. Но нетерпимость и радикализм в этой организации культивируются с первых дней ее существования. У них пока нет оружия. Но агрессия чувствуется во всем. И в объявлении у входа в штаб-квартиру: "За матерную ругань в офисе охрана вправе применить любое наказание. Просьба не обижаться". И в отчете о встрече активистов движения с писателем Виктором Ерофеевым в магазине "Библио-Глобус": "Душевное напряжение писателя все больше проявлялось внешне - нервно дергалось веко, а после особенно жарких выпадов выступала пена на уголках губ. В общем, не зря мы туда пришли. Разоблачение негодяя даже перед горсткой его поклонников - дело серьезное".
Пока не совсем ясно главное: какие силы все-таки стоят за этим молодежным движением и какие далеко идущие цели они преследуют. Призваны ли правые радикалы новой России на борьбу с набирающими силу молодыми левыми радикалами (как черносотенцы нужны были для боев с социал-демократами) или перед "Идущими вместе" стоит более широкий круг задач? Это покажет время. Но очевидно одно: определенные властные круги уже приступили к реализации своей молодежной политики, не дожидаясь рецептов Госсовета.