Исполнилось ровно шесть месяцев с момента принятия нового Уголовно-процессуального кодекса, с 1 июля он вступил в действие. Однако результаты работы комиссии с участием законодателей и представителей администрации президента, которые контролировали процесс введения УПК в действие, говорят о неутешительных результатах. Член этой комиссии, заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству Елена Мизулина в беседе с корреспондентом "НГ" заявила, что на сегодняшний день пришедшие на работу студенты юридических вузов и работники судов с многолетним стажем фактически оказались в одинаковой ситуации - и те и другие не знают законодательства.
По словам Мизулиной, шесть месяцев, отведенные на переходный период и введение в действие нового УПК, были использованы ведомствами крайне неэффективно. В частности, до сих пор большая часть следователей, дознавателей, судей и прокуроров даже не обеспечены текстом нового закона. По словам депутата, непосредственные участники воплощения в жизнь судебной реформы не получают распечаток необходимых им бланков, до сих пор не составлены графики дежурств прокуроров и судей в выходные дни, а также проведения межведомственных совещаний, где должны обсуждаться вопросы взаимодействия адвокатов и обвиняемых. Большинство работников судебных органов не знают, в какую юридическую консультацию необходимо обратиться следователю в том случае, если обвиняемому нужен защитник. (Напомним, что новый УПК предусматривает обязательное участие адвоката.) Это приводит к тому, что уже на первом этапе судебно-правовая реформа сталкивается с рядом совершенно необоснованных препятствий, которых могло бы и не быть.
Кроме того, комиссия зафиксировала, что не введена в действие статья УПК в отношении присяжных заседателей, хотя суды с участием присяжных начнут действовать 1 января 2003 года. Между тем работа по созданию судов присяжных очень длительная - это и процесс составления списков кандидатов в присяжные, и подготовка помещений и т.д. По словам Мизулиной, правительство еще до 1 июня должно было внести законопроект о том, как будет вводиться в России институт присяжных заседателей. Однако этого не произошло. По ее мнению, не исключено, что этот процесс тормозит прежде всего Министерство юстиции.