Старая уолл-стритовская мудрость гласит: "Хочешь выбрать себе хорошего брокера - посмотри на его ботинки". Скоро часть нашей будущей пенсии будет формироваться за счет инвестирования средств. И нелишне знать, кто будет управлять этими средствами. Согласно законопроекту "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ", который Совет Федерации рутинно одобрил 10 июля, "управляющим" этими средствами будет государство в лице своего Пенсионного фонда (ПФР). В соответствии с законами принятого недавно "пенсионного пакета" граждане России с 1.01.02 платят от 2 до 6% своей зарплаты на накопительную часть трудовой пенсии. Согласно концепции пенсионной реформы эти средства должны вкладываться в инструменты фондового рынка. Но обратим внимание: российский закон, обязывающий граждан делать такие отчисления, принят задолго до закона об инвестировании, который должен защитить эти сбережения. ПФР начал их вкладывать (по временному порядку) только в госбумаги, доход по которым после уплаты обязательных для ПФР налогов никак не превысит инфляцию.
По словам представлявшего в Думе закон об инвестировании первого замминистра экономического развития и торговли РФ Михаила Дмитриева, этот документ - на уровне современных требований: он почти полностью повторяет модель шведской пенсионной системы. Но так ли это? Наша система похожа на шведскую, только вывернутую наизнанку. Давайте сравним. Общая налоговая нагрузка для обеспечения пенсий: там - 18,5%, у нас - 24%. Выплата пенсий: там - по четким правилам, у нас - никаких определенных обязательств ПФР. В Швеции каждый гражданин может поместить свои накопления в 5 любых из 500 управляющих компаний (УК) и самостоятельно переместить их в другие компании в любое время. У нас управляющие компании будут ежегодно выбираться правительством на конкурсе (не менее трех), а срок договора с УК еще только будет определен условиями конкурса.
В Швеции ограничения на инвестирование незначительны, у нас - существенные, особенно для зарубежных активов. Что касается управления средствами "молчунов" (тех лиц, которые не захотели выбирать УК), то в Швеции инвестирование по общим правилам, у нас - только в госбумаги. По оценкам, у нас доля "молчунов" будет преобладающей и в первые годы - не ниже 90% всех "застрахованных". Поскольку доходность по госбумагам будет, очевидно, ниже инфляции, то преобладающая часть будущих пенсионеров в нашей системе обречена на потерю значительной части своих пенсионных накоплений. Шведская система не нуждается в гарантиях сохранности и доходности инвестиций. У нас вводится контролер-спецдепозитарий, а также обязательное страхование от ошибок как самого "спецдепа", так и УК, что увеличивает трансакционные издержки, но не дает никаких гарантий.
И это еще не все отличия. Реализуемая шведским законодательством цель государственной управленческой структуры (Клиринговой палаты) - минимизация административных расходов. Судя по новым российским пенсионным законам, цель нашей пенсионной реформы - максимизация полномочий ПФР и защита его от какой-либо ответственности. Расходы ПФР на собственные нужды ничем не ограничены. В последние годы они достигали 8% всех средств, находившихся в распоряжении Пенсионного фонда. За рубежом конкурентный уровень издержек по обеспечению деятельности схем коллективных инвестиций не более 1,5%. От прямого сравнения с частными управленцами ПФР себя обезопасил: граждане не смогут перевести средства накопительной части в негосударственные пенсионные фонды еще долго, возможно, только в 2004 году, и только если будет принят специальный закон.
Таким образом, Пенсионный фонд - фактический собственник средств трудовой пенсии, в том числе ее накопительной части. Он фактически возглавляет холдинг из региональных организаций ПФР - независимых юридических лиц, но подчиненных административно ПФР (он утверждает их уставы). Прямо "Рога и копыта" с зиц-председателями фунтами во всероссийском масштабе!
ПФР имеет полный контроль над спецдепозитарием и управляющими компаниями: устанавливает размер их оплаты, вправе расторгнуть договор в случае обнаружения двойной аффилированности. Дмитриев утверждает, что требование не допускать двойной аффилированности взято из самого современного зарубежного законодательства. Здесь либо недоразумение, либо лукавство: игнорируются абсолютно иные условия, создаваемые новым законом, - административно-финансовое подчинение всех компаний, работающих на ПФР. На практике УК не в состоянии контролировать аффилированность своих аффилированных лиц и будет находиться под вечным дамокловым мечом санкций ПФР.
При обсуждении проекта депутат-"яблочник" Алексей Михайлов обратил внимание представителя правительства на два недоразумения проекта. Орган по контролю и надзору за участниками системы (очевидно, это будет МЭРТ) наделяется правом утверждать перечень управляющих активами индексных инвестиционных фондов. Второе недоразумение - лишение лиц предпенсионного возраста (за пять лет до пенсии) права на перевод накопленных средств в управляющую компанию. В законе сказано: "Порядок реализации прав (если так можно говорить о правах, которых лишили. - А.Л.) устанавливается отдельным Федеральным законом". Потом на пленарном заседании Дмитриев заявил, что эта норма призвана обеспечить в будущем дополнительные гарантии пожилым людям. Странная логика: обещать защиту пожилым людям в будущем, обижая их уже сегодня. Что же до исполнительного органа, то он сам установит критерии, сам выберет управляющих зарубежными активами и сам же себя проконтролирует.
Конституция России гарантирует право граждан на социальное обеспечение. В новых пенсионных законах это понятие подменено иным - "пенсионным страхованием". И, похоже, цель подмены, как и всей пенсионной "реформы", - обеспечить чиновнику возможность поуправлять пенсионными средствами.