Совещание четверки коспонсоров ближневосточного мирного процесса в Нью-Йорке показало миру, кто из участников "квартета" действительно стремится содействовать разрешению палестино-израильского конфликта и созданию независимого Палестинского государства, а кто преследует свои так называемые прагматические интересы. В столь критический момент очень важна поддержка Россией Ясира Арафата как нашего национального лидера. Позиция, продемонстрированная министром иностранных дел РФ Игорем Ивановым, вызывает искреннее уважение.
Палестинская национальная автономия сейчас, как известно, переживает период реформ в сфере безопасности, судебной власти, в области конституционного права и избирательной системы, в финансовой системе. При этом происходит естественный процесс: какой-то политик покидает свой пост, а кто-то, наоборот, приходит во власть. Однако в Израиле и США под реформами в нашей административной системе подразумевают нечто другое. Сначала правящие круги этих государств навязали миру тему "реформ в автономии", чтобы отвлечь международное общественное мнение от главного вопроса - оккупации и блокады израильтянами палестинских территорий. А потом свели все к вопросу об отставке нашего национального лидера Ясира Арафата.
Но палестинское общество сегодня можно назвать самым демократическим в нашем регионе. В западных СМИ появилась информация чуть ли не о "мятеже офицеров", когда сотрудники служб безопасности выступили против отставки своего шефа Джибриля Раджуба. Между тем очевидно, что они имели право высказать свою точку зрения - нельзя рассматривать этот вопрос через призму чисто государственнического подхода, поскольку речь идет не о профессионалах контрразведки, а о революционерах, многие годы боровшихся за свободу народа и волею обстоятельств ставших служить в сфере охраны национальных интересов Палестинской автономии. Естественно, что Арафат их принимал, выслушивал, говорил с ними.
На Западе много говорится о "падении популярности" Ясира Арафата, хотя всем очевидно, что он - единственный политик, который может контролировать ситуацию, убеждая палестинцев дать его администрации возможность политических решений, не сводить освободительное движение к методам вооруженной борьбы. Нельзя всерьез говорить о Раджубе как о конкуренте нынешнего главы автономии. Существенным фактором, играющим в пользу Арафата, является участие во власти представителей таких радикально оппозиционных организаций, как Народный фронт освобождения Палестины (НФОП) и Демократический фронт освобождения Палестины (ДФОП), хотя их руководство остается на позиции неприятия соглашений в Осло 1993 г. НФОП, например, входит в состав Организации освобождения Палестины, занимая там второе место по влиянию и численности. Интеграция немалой части оппозиции и власти в автономии вызывает большое раздражение в израильском правительстве. В этой связи показательны такие провокации, как убийство лидера НФОП Али Мустафы или постоянные задержания и аресты палестинских политиков, включая членов Исполкома ООП.
Сегодня нам навязывают ложную дилемму - нынешний израильский премьер-министр Ариэль Шарон или рвущийся к власти еще более реакционный экс-премьер Биньямин Нетаньяху. Не имеет значения, кто возглавляет израильское правительство: мы все равно будем отстаивать свои справедливые требования гарантий прочного и справедливого мира на Ближнем Востоке при создании независимого Палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме. И никто не имеет права вмешиваться в наши внутренние дела - ведь мы же не вмешиваемся во внутренние дела Израиля, не говорим, что возобновление мирного процесса возможно только после ухода Шарона и появления новых, "прогрессивных" руководителей.
Но все же остается надежда на то, что в израильском обществе верх все-таки возьмут здравые силы. Большое впечатление на палестинцев произвела недавняя критика спикером кнессета Авраамом Бургом последних предложений президента США Джорджа Буша. По словам Бурга, США более 40 лет не могут низложить кубинского лидера Фиделя Кастро, который действует, можно сказать, у них под боком, но настаивают на скорейшем уходе Арафата (избранного главой палестинской администрации при участии американских же наблюдателей). Бург подчеркнул, что требования США по меньшей мере несерьезны. Характерно, что со спикером солидаризировались столь авторитетные лидеры израильской левой оппозиции, как Йоси Бейлин и Йоси Сарид.
Сегодня администрация Буша оказывает сильнейшее давление на арабские государства с целью заставить их пересмотреть отношение к Арафату. Первый раз мы сталкиваемся с подобным подходом американских руководителей к проблеме ближневосточного урегулирования. Позиция Буша перекликается с действиями Шарона, запретившего всем членам своего правительства какие-либо контакты с Арафатом. К сожалению, США и Израилю во многом удалось переключить внимание мирового общественного мнения с оккупации палестинских территорий, с событий, подобных недавним массовым убийствам в лагере беженцев в Дженине, на личность палестинского лидера. Думается, что эта пропагандистская кампания скоро выдохнется и нашим оппонентам придется все-таки вернуться к поискам реальных путей урегулирования палестино-израильского конфликта.