Лучшие враги получаются из бывших друзей. Видимо, на этом основании партию, которую собирает Геннадий Селезнев, прочат на роль опасного конкурента КПРФ. Только в этом качестве селезневское предприятие, в общем-то, и интересует аналитиков и журналистов, отчего смущенный спикер вынужден регулярно клясться, что не планирует раскалывать компартию. Более того, он не покушается и на зюгановских избирателей - у него будет свой, отдельный электорат. Естественно, этим обещаниям никто не верит. Потому что не понятно, зачем еще может пригодиться партия Селезнева, как не для борьбы с КПРФ.
Возможно, клятвы Геннадия Николаевича и в самом деле притворны, и он полон решимости сделать именно то, чего от него ждут (тем более если этого ждут в Кремле), однако шансы на успех этого плана, объективно говоря, ничтожно малы.
Потому что председатель Госдумы строит партию, общественная потребность в которой как-то не ощущается.
Оставим в стороне идеологию. Как говорят социологи, население РФ к идеологии крайне нечувствительно. В основном население различает партии по их социальной функции. Так их, собственно, различают и в более развитых демократиях. В этом смысле Россия уже имеет стандартную, самодостаточную партийную систему. (Качество и политическая эффективность партий - отдельные вопросы.) Есть партия, функция которой - стоять у власти (или хотя бы состоять при власти, как не дозревшая до статуса правящей партии "Единая Россия"). Есть партия, которая стремится сменить ту, что при власти, а заодно и нарушить сложившийся порядок вещей, перенаправить вектор общественного развития. Реально эту функцию выполняет КПРФ. При двух главных партиях обычно обретаются небольшие партии-сателлиты, которые подбирают "условно лояльный" и "условно оппозиционный" электорат. У нас это СПС и "ЯБЛОКО" соответственно. Чего еще не хватает для полноты жизни? С добавлением Жириновского структура выглядит даже перенасыщенной.
Интересно, что таковой она сложилась практически сразу же, как был разрешен партийный плюрализм, и с тех пор остается неизменной, хотя попыток нарастить ее или перестроить (путем слияния СПС и "ЯБЛОКА", скажем) за 10 лет было великое множество. Эта устойчивость - не от дефицита новых людей и свежих идей, а от отсутствия вакантных функций. Все основные места заняты, новички могут рассчитывать только на приставные стульчики. Перемены возможны лишь тогда, когда появится партия, которая сможет выполнять работу тех же, например, коммунистов лучше, чем КПРФ. То есть это тоже должна быть "партия социального протеста", партия недовольных существующим режимом, но, очевидно, более успешная и необязательно левая. Дважды претенденты на это место появлялись - сначала генерал Лебедь, потом блок Лужкова-Примакова. Им удавалось подорвать монополию коммунистов на "протестный" электорат (именно из-за ОВР левые не смогли получить большинство мест в нынешней Думе), однако то были временные конкуренты, выведенные искусственным путем, средствами предвыборных технологий. Каких-либо более серьезных угроз перед КПРФ не маячило.
Геннадий Селезнев, как следует из его заявлений, не собирается делать работу Зюганова. Они на том и разошлись, что Селезневу хочется быть лояльным левым, а Зюганов упорно держится своей старинной колеи. Таким образом, спикера тянет в центристы, он ищет место под боком у "Единой России", а не за спиной КПРФ. Проблема, однако, в том, что в центристы сегодня тянет очень многих. Кроме "единороссов" и раньше Селезнева на эту делянку положили глаз Народная партия, "Партия жизни", социал-демократы Горбачева-Титова и множество прочих политформирований. Хуже того, в эту сторону вдруг начало дрейфовать "ЯБЛОКО". Поскольку своего электората у новоявленных центристов нет или он, как у "ЯБЛОКА", недостаточно лоялен власти и может не последовать за вождем, все они вынуждены будут делить пирог, на который рассчитывают "старшие центристы" из "Единой России". По информации "НГ" (см. # 143 от 17.07.02), СПС и "ЯБЛОКО" уже готовы договариваться с "единороссами" о разделе одномандатных округов, как они это сделали на выборах в Московскую гордуму.
Короче говоря, на ближайших выборах ожидается большая свалка в центре. В интересах коммунистов, чтобы она была побольше. Пусть там и Селезнев будет, и Миронов, и Райков, и кто угодно, пусть они рвут своего избирателя на части, главное, чтобы поменьше было охотников за "протестными" голосами. А на них пока что никто кроме КПРФ не претендует. "Либеральная Россия", пожалуй, может подобрать "яблочный" электорат и пощипать СПС, но на этих избирателей КПРФ и не рассчитывает. И без них в 1993 и 1995 гг. коммунистам хватало голосов, чтобы иметь в Думе левое большинство. Отчего бы им не повторить этот успех в 2003 году, когда все партии уйдут поддерживать Путина (а других планов у центристов нет) и у избирателей, которые стойко голосуют "против", не будет выбора?
Следовательно, дело идет к тому, что очередная Дума опять будет "красной". И если правда, будто партию Селезнева, как и партии Райкова и Миронова, придумали в Кремле, то это очень странно. Лучше бы они придумали нового Лебедя.