- Владимир Юрьевич, на днях вы встречались с президентом. Шла ли речь о волне "плакатного экстремизма" и прочих ксенофобских инцидентах последнего времени?
- Мы с президентом в целом говорили о проблемах реализации правительственных программ по предупреждению экстремизма и воспитанию толерантности.
- Полгода назад вы пришли в Министерство по делам национальностей со своей программой, которую апробировали еще в Приволжском округе. Она уже реализуется на федеральном уровне?
- В последние месяцы мы стали активнее взаимодействовать с национально-культурными общественными объединениями и организациями. Возобновлена деятельность Консультативного совета национально-культурных автономий. Он теперь работает на постоянной основе при правительстве РФ, где идет постоянный диалог с этими общественными организациями - они, кстати, сами стали проявлять большую инициативу. Вообще из 176 народов, народностей, этнических групп России 60 к настоящему дню воспользовались законным правом на создание автономий - всего образовано 300 национально-культурных автономий самого различного уровня, от местного до федерального.
Я бы отметил усиление внимания не только к нацменьшинствам, но и к самочувствию крупных этнических групп, населяющих нашу страну, к которым относятся русские и другие народы. В Госдуме уже начали обсуждать закон о государственном русском языке - очень важный для нашей страны. Вообще у нас очень добротная законодательная база. Но есть вопросы с ее реализацией. Встречаются еще факты бытовой ксенофобии, антисемитизма. Принятие соответствующего закона не исключают профилактику и воспитание толерантности.
- Кстати, о воспитании. Читаю в учебнике сына-второклассника по москвоведению: до славян в Москве жили неизвестные нам племена...
- Финно-угорские...
- Нет, там написано - неизвестные, которые говорили на неведомом нам языке, но Москва в переводе с этого неведомого языка - "медвежья река".
- Мы сейчас активно работаем в этом направлении с Минобразования. Речь идет об отражении истории народов нашей страны в учебниках. Мы вместе с министром Филипповым вышли в правительство с предложением провести комплексную работу по уточнению нашего исторического подхода. А он состоит в том, что в целом наше государство развивалось как многоэтническое и многоконфессиональное. Еще в "Русской правде" Ярослава Мудрого (XI век) содержались положения о том, что ответственность за преступления несут жители русского государства независимо от их происхождения - являются ли они вятичами, кривичами или варягами. То есть уже тогда государство учитывало в своей деятельности этнические и региональные особенности.
- Вот для Ярослава Мудрого национальность преступника безразлична, а для нашей милиции - нет.
- Речь идет об одном из пережитков нашего прошлого, когда еще была пятая графа в паспорте и когда вводился очень неудачный термин "этническая преступность". От этого подхода мы уже начали отказываться, но, как все старое, это цепляется за наше сознание. Недавно вышла в свет работа Эмиля Паина по наркомафии, который на научной основе развеивает миф об этничности наркобизнеса и показывает, что все эти преступные группировки интернациональны. То же мы видим и по нынешним судебным процессам над бандами похитителей заложников: чеченцы там составляют меньшинство. Развенчание прежних мифов является одной из составных частей государственной программы воспитания толерантности.
- Но вы взаимодействуете в этом вопросе с руководством МВД?
- Буквально на днях провели встречу с Борисом Грызловым, где подробно обсудили совместные меры по профилактике правонарушений, наносящих ущерб межнациональному сотрудничеству. Договорились, что эти случаи будут особо тщательно расследоваться. Грызлов подтвердил, что случаи, подобные эпизодам в Красноармейске, в Волгограде, обстрел мечети в Иркутске МВД возьмет под свой особый контроль.
- С момента погрома на московских рынках прошло немало времени. Что это все-таки было - стихийный выплеск эмоций или заранее спланированная акция?
- Расследование завершается. Но могу сказать о результатах расследования случая вандализма на армянском кладбище в Краснодаре, который мы тоже брали на контроль. Все виновные уже выявлены и привлечены к уголовной ответственности. Там все началось с бытового хулиганства на футбольном стадионе...
- Тем не менее вы допускаете, что существуют организации, которые рекрутируют молодежь и целенаправленно готовят погромы и другие операции такого рода?
- Конечно, есть организации экстремистской направленности. Сейчас идет процесс по Лимонову и его соратникам, который я считаю очень важным. Недавно завершилось рассмотрение дела по экстремистской группировке на Северном Кавказе. Но я бы отметил, что мы пока недостаточно привлекаем к решению этих вопросов судебную систему. За весь прошлый год было возбуждено лишь 27 дел о разжигании национальной розни.
- По-моему, лимоновцы гораздо меньше пугают население, чем скинхеды. А вот против организаций с "коричневым" оттенком дел что-то совсем не видно.
- Да, молодежный экстремизм нас очень беспокоит. Кстати, речь идет не только о националистических организациях. Иногда это протест против социальных условий, против рынка. Это говорит о том, что нам надо больше заниматься воспитанием молодежи.
- Но в обществе складывается ощущение, что радикальные ультраправые течения на каких-то властных уровнях даже поддерживаются.
- Давайте сразу договоримся: недобросовестные люди могут быть везде - и в государственных структурах, и в правоохранительных органах, и в СМИ. Но государство как институт будет выявлять и пресекать их деятельность, если таковые есть. На федеральном уровне все реализуется в соответствии с мировыми стандартами. А конкретные конфликты все-таки происходят на бытовом уровне.
- Однако слова о том, что "законность" мигрантов можно определять по окончаниям их фамилий, прозвучали из уст краснодарского губернатора Ткачева.
- В краснодарских событиях не все так однозначно. Те законы и постановления краснодарского руководства, о которых много писали СМИ, отменены. Но правда и то, что Краснодар оказался в очень сложном положении с точки зрения неконтролируемой миграции: на 5 миллионов жителей приходится 1 миллион приезжих. Это тяжелое испытание для социальной инфраструктуры. Вообще же у государства должна быть ясно выраженная миграционная политика. Миграционный поток должен распределяться с учетом демографического фактора, объективной потребности в трудовых ресурсах. Этим вопросам и посвящен закон о гражданстве и закон о правовом положении иностранных рабочих, недавно одобренный Советом Федерации.
- В принципе к вопросу о миграции есть два противоположных подхода. Одни утверждают, что раз миграция происходит, значит, есть вакансии на рынке труда и приток свежих сил - только на пользу. Другие говорят, что приезжие мешают коренным жителям нормально жить и работать.
- Думаю, истина где-то посередине. Сегодня анализ иммиграционных потоков говорит о том, что они в первую очередь стремятся в столицы и на юг нашей страны. Но далеко не везде есть условия для того, чтобы всех принять, прокормить и трудоустроить. Конечно, это создает трудности - для самих приезжих в первую очередь. Поэтому мы сейчас разрабатываем систему предварительного информирования потенциальных мигрантов об условиях проживания в различных регионах России. Что касается конкуренции между "коренными" и "приезжими" - мигранты становятся конкурентами, только когда они находятся на нелегальном положении и предлагают свои услуги по более низким ценам. В упомянутом законе о правовом регулировании предлагаются три революционные меры: трудовая квота (допустимое количество трудовых мигрантов на территорию), карта мигранта и миграционная марка (пошлина). Так что регулирование этих отношений постепенно входит в цивилизованное русло.