Недавно Збигнев Бжезинский, составивший историческое расписание для Европы (той, которая бы "устраивала" США), заявил, что самым реальным кандидатом "третьей волны" вступления в НАТО будет Украина. Говоря советским политическим сленгом, мэтр произнес это с чувством глубокого удовлетворения, поскольку цитировал свои же пророчества из знаменитой книги "Великая шахматная доска", где Киеву отводится особая роль в геополитической изоляции Москвы.
Наши политологи до сих пор охотно повторяют слова Бжезинского о том, что Россия-де без Украины не держава и даже не европейская страна, тогда как Украина (подворовывающая российский газ) и без России, оказывается, страна вполне европейская (с тысячами безработных мигрантов, а также дамами, промышляющими по всей Европе). Искусство делать из бывших советских политических провинций якобы самостоятельных геополитических игроков - важнейшее из всех искусств, которым Збигнев Бжезинский владеет в совершенстве, выдавая короткий поводок Вашингтона за самостоятельный выбор и самостоятельную политику нынешних стран СНГ. Таким образом, как самостоятельная политика Украины всегда подавалась и политическая русофобия ее элиты, и ее роль в ГУАМ как "заклятого друга" России, и ее активное участие в "геополитическом перевороте" 1991 года, когда она стала, по сути, катализатором необратимого процесса распада сначала в рамках бывшего Союза, а потом и СНГ.
Киев занимал указанную США и Западом "самостоятельную" позицию по отношению к российско-белорусскому союзу (как и вообще к какому бы то ни было союзу трех славянских государств). Россия всегда изображалась как империя, всячески пытающаяся привязать Украину к себе. Да, такие попытки Москва предпринимала, но совершенно странным образом - путем необратимых драматических уступок и ошибок, главной из которых был базовый Договор с Украиной. Его дружно "проломила" и исполнительная, и законодательная российская власть. Последствия очевидны уже сегодня: фактически вопрос с базированием Черноморского флота в Севастополе можно считать решенным, поскольку вступление Украины в НАТО исключает нахождение на территории страны-соискателя иностранных военных формирований.
На коротком поводке Киев оказался отнюдь не у Москвы, а у Вашингтона и Брюсселя (в чем преуспели прежде всего Польша и Германия), и не приходится сомневаться в том, что по отношению к незалежной, как и по отношению к России, применяется испытанная политика кнута и пряника. Пряник очевиден - вступление в НАТО и ЕС как награда за окончательное отречение от Москвы. Кнут очевиден тоже - для искоренения даже гипотетической или декоративной самостоятельности украинских лидеров применяется комплекс суровых профилактических мер, как в советских психушках: "санитары" либо вспоминают дело Гонгадзе, либо совмещают прослушивание передовой западной общественностью бесконечных пленок неугомонного майора Мельниченко с удачно проведенными демократическими выборами, либо в который раз выводят народ на улицы с ритуальным уже лозунгом "Кучма, геть!". Если все это называется самостоятельностью, незалежностью и "стратегическим партнерством" (с США, разумеется), то можно удивляться разве что скудости синонимов.
Однако Украина, как и Россия, двигается куда указано начальством по историческому расписанию Бжезинского, и нетрудно заметить, что сроки этого продвижения к атлантическим ценностям, которые якобы самостоятельно озвучивают украинские политики и военные чины, давно известны из великой книги о великой шахматной доске и даже формально не очень с ними расходятся. Забавно, что "предугаданы" в этом сценарии Бжезинского и молчание России по поводу расширения НАТО, и даже ее сознательное участие в прогрессивных акциях (видимо, типа "антитеррористической операции"). Откровенно сказано Збигневом Бжезинским и о том, что присоединение России к "европейским и трансатлантическим структурам" является уже не вопросом геополитического выбора, а вопросом "насущных потребностей выживания". Поэтому всяческие восторги по поводу того, что Россию наконец-то на недавнем саммите "большой восьмерки" приняли в престижный европейский клуб мировых лидеров, следует считать запоздало неуместными, поскольку и восторги были предсказаны.
Кроме того, за членство в престижном клубе надо всегда чем-то платить, и, видимо, Россия заплатит за него полнейшим уничтожением своего химического и ядерного оружия (на что Запад выделяет смешные деньги - 20 млрд. долларов). Нетрудно предположить, в рамках какой отработанной за последние 10-15 лет модели будет совершаться это уничтожение. Членский взнос России в европейский клуб - ее собственная безопасность. Понятно, что больной должен быть раздет догола - санитарам так удобнее проводить оздоровительные процедуры.
Любопытно, что в труде Бжезинского (глава "Историческое расписание Европы") Украине предписано между 2005 и 2010 годами готовиться к серьезным переговорам как с Европейским союзом, так и с НАТО, а сама система европейской безопасности видится следующим образом: учитывая "особую геополитическую заинтересованность Германии и Польши в независимости Украины" последняя постепенно будет втянута в особые отношения с Варшавой и Берлином, а к 2010 году они могут превратиться в партнерство. Сие взаимодействие в книге Бжезинского напоминает по очертаниям небольшой аркан для Украины (или петлю - кому как больше нравится).