В 1990 г. тридцать государств подписали Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Уже в 1999 г. на стамбульском саммите ОБСЕ было подписано Соглашение об адаптации Договора об ограничении обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 стран НАТО по сравнению с действующим составит около 4800 танков, 4000 боевых бронированных машин, более 4000 единиц артиллерии.
Сегодня ДОВСЕ ратифицирован только Белоруссией и Украиной. 11 февраля с.г. президент России внес ратификационный пакет в Государственную Думу. Встает вопрос: стоит ли спешить с ратификацией?
В 2000-2001 годах Россия выполнила свои стамбульские обязательства в контексте ДОВСЕ по выводу излишков, ограничиваемых Договором вооружений и техники (ОДВТ), из Грузии и всех ОДВТ - из Молдавии. К концу 2001 года Российская Федерация завершила вывод с Северного Кавказа излишков вооружений и техники и полностью вписалась во фланговые ограничения адаптированного ДОВСЕ.
Принципиальное значение состоит в том, что в этом документе предусмотрено устранение двух главных причин недоверия и тревоги в военной области.
С одной стороны, количественными и качественными ограничениями вооруженных сил и вооружений устраняется возможность получения неконтролируемой и внезапной концентрации войск и техники в любом договорном регионе. С другой - фланговыми ограничениями устраняется возможность получения военно-стратегического преимущества участниками договора, численности вооруженных сил которых существенно различаются.
Очевидно, что для запуска процедур ратификации сейчас требуется не дополнительная транспарентность со стороны России, на чем настаивают некоторые наши партнеры, а политическая воля с их стороны. Причем она должна быть проявлена уже в ближайшие недели. Скажу прямо - мы расцениваем надуманные претензии в адрес России как попытку любой ценой найти предлог для затягивания вступления в силу адаптированного ДОВСЕ.
У России же есть вполне реальные, а не надуманные озабоченности в отношении судьбы договора. Так, российские парламентарии обеспокоены планами дальнейшего расширения НАТО. Речь в первую очередь идет о странах Балтии, которые находятся сейчас в списке первоочередных кандидатов на вступление в альянс. Напомним, что ни одна из этих стран не является участником договора. И вступление их в НАТО автоматически приведет к нарушению баланса сил. В целом же мы убеждены, что с точки зрения обеспечения как европейской, так и собственной безопасности странам Балтии следует подключаться не к НАТО, а к ДОВСЕ и другим режимам контроля над вооружениями. И вследствие этого ожидаем, что уже в ближайшее время балтийские государства официально заявят о готовности начать процесс присоединения к адаптированному договору, проявлять сдержанность в отношении наращивания обычных вооружений впредь до присоединения к ДОВСЕ и не принимать на постоянной основе на своей территории иностранные вооруженные силы и технику.
При этом логично, чтобы на страны Балтии был распространен "фланговый" режим, чтобы для них были установлены минимальные территориальные и национальные уровни и чтобы они отказались от повышения этих уровней в будущем.
Если крупные сдвиги в политическом ландшафте Европы не получают адекватных ответных действий в области контроля над обычными вооружениями, то проблематично оценивать их необратимость. Оснований для этих причин более чем достаточно.
Во-первых. Крах Договоров СНВ-2 и ПРО 1972 г. законно ставит под сомнение будущее многих договоров и соглашений, в том числе и тех, над которыми идет работа сегодня.
В частности, если говорить о Договоре по ПРО 1972 г., то выброшен в корзину не просто документ, а вся проверенная в течение 30 лет и в так называемый период холодной войны методология военно-политического взаимоотношения между ведущими ядерными государствами, на создание которой ушли десятки лет. И это в условиях, когда число ядерных государств растет, когда ядерное оружие становится доступнее. У российских парламентариев возникает вполне справедливый вопрос: где гарантии в том, что ДОВСЕ не постигнет такая же участь?
Во-вторых. Расширение НАТО на восток и возможное вступление в этот военный, я подчеркиваю, военный блок балтийских и других государств радикальным образом изменит исходную базу, весь фундамент, на котором держится вся конструкция ДОВСЕ. Это касается как количества и качества вооружений, так и географии.
ДОВСЕ пережил "первую волну" расширения лишь благодаря своей адаптации в Стамбуле. Принятие же поспешных, непродуманных решений в этой области странами Балтии без учета интересов безопасности России и ее союзников может иметь разрушительные последствия для режима договора.
Чтобы этого не произошло, нам уже в ближайшее время нужен серьезный и ясный сигнал о том, что наши озабоченности будут учтены в контексте ДОВСЕ. Значительную роль в обеспечении такого присоединения могли бы сыграть ключевые члены НАТО.
Согласитесь, любое уважающее себя государство будет адекватно реагировать на даже гипотетическую возможность ничем не ограниченного наращивания обычных вооружений и приема на постоянной основе иностранных вооруженных сил и техники на территории сопредельных государств.
Логично это и для России.