- Что конкретно отечественные политологи заимствовали у зарубежных?
- В любой диссертации российских ученых вы прежде всего найдете ссылки на труды классиков, прежде всего западных. Это естественно для нашей науки, так как к концу 80-х годов прошлого века политическая теория на Западе оказалась гораздо более развита. Но процесс идет - и прежде всего, конечно, через научные исследования. У меня в книге (рецензия на нее будет опубликована в одном из ближайших номеров "EL-НГ") есть некоторые обобщения на этот счет, и вы можете там увидеть, что по нашей первой специальности "Теория политики, история и методология политической науки" защищается очень мало диссертаций. Это происходит не только потому, что вкус к развитию теории общественных дисциплин в советское время был отбит, но потому, что заниматься теорией вообще сложно. К прикладной политологии у наших ученых интерес более высок. С одной стороны, ею заниматься легче, в том смысле что пищи для размышлений много, а с другой, прямо скажем, - выгоднее, потому что это занятие неплохо оплачивается.
Проблема состоит также в том, чтобы студент извлек из учебника знания, нужные ему для жизни, и именно поэтому в нем должна быть отражена российская действительность. Поскольку она быстро меняется, надо успевать время от времени обновлять учебники.
- Как вы оцениваете текущее состояние отечественной политологии?
- В ней развивается несколько направлений. Есть направление, которое посвящено исключительно российской действительности. Другое - сравнительная, или, как говорят политологи, компаративная, политология. Есть и чисто теоретическое направление, но оно пока слабо выражено. Что же касается учебников, то между их авторами идет своеобразное состязание: одни выступают за то, чтобы в учебниках содержались общетеоретические знания, другие - за акцент на практике политической жизни. Но даже общие знания помогают ориентироваться в политической жизни, что многие студенты, кстати говоря, подтверждают.
В России уже сложилось политологическое сообщество, и оно состоит не только из преподавателей и политологов-прикладников, а еще из ученых, которые прежде всего занимаются развитием науки.
- А разве ученый и преподаватель - это не одно и то же?
- Далеко не каждый преподаватель является настоящим ученым, и не каждый ученый - хороший преподаватель. Возьмите, к примеру, средние учебные заведения. И для них надо готовить квалифицированных специалистов-обществоведов.
Политическую культуру нужно формировать с 15-16 лет. Вот посмотрите, сколько у нас проявлений экстремизма разного толка и окраски. Откуда он происходит? Не только от избытка энергии у молодых людей. В политической культуре, как и в идеологии, не может быть вакуума. Если ее не дает школа или вуз, ее сформируют улица или экстремистские группировки. Но они формируют свою политическую культуру. И тут мы выходим на одну очень нужную функцию политологии - идеологическую. Реализуя эту функцию, преподаватели формируют мировоззрение студентов. Политологическое знание должно быть ориентировано больше, чем знание любой другой общественной дисциплины. Ориентировать надо, конечно же, исходя из определенной системы ценностей. И тут уже возникают такие вопросы, как: чья эта система ценностей, какая она и т.д. Либо власти, либо такой направляющей силы, как правящая партия. Это может быть и система ценностей, наиболее принятая в обществе или в мире вообще.
- Значит, для формирования национальной основы политологии необходима именно ориентирующая идеология, "национальная идея"?
- На мой взгляд, идеология - это нечто более широкое и фундаментальное, чем национальная идея. Когда-то, скажем, была советская идея, которая состояла в том, чтобы "построить коммунизм в сжатые исторические сроки", или в том, чтобы "догнать и перегнать Америку" и т.д. Национальные идеи уходят корнями в идеологию и в те цели, которые ставят эта идеология и власть. Политология, конечно, должна больше ориентироваться на идеологию и как на квинтэссенцию этой идеологии - на идею. Допустим, у нас есть идея создания гражданского, свободного, открытого общества, и, если политология будет противоречить этой идее, это будет аномально.