Г.И. Мусихин. Россия в немецком зеркале: Сравнительный анализ германского и российского консерватизма. - СПб.: Алетейя, 2002, 256 с.
Предмет этой книги - сравнительный историко-философский анализ воззрений российских и немецких консерваторов от последней четверти XVIII века до революций 1917-1918 гг. Автор выявил особенности, присущие идеологии консерватизма, а также их влияние на историю этих двух стран. В книге последовательно рассмотрены структура консервативного мышления, проблема авторитета и консервативного реформизма в Германии и России.
Судьбы германского и российского консерватизма представляют особый интерес, так как именно это направление духовной жизни общества способствует сохранению исторической преемственности. Консерватизм необязательно обозначает "торможение". Прежде всего это сохранение старого общественного государственного устройства от новых веяний. Консерватизм включает в себя такие универсальные ценности, как справедливость, порядок, равновесие, сдерживание. Автор рассматривает его как явление достаточно позднее, которое возникло уже в новое время для защиты существующих устоев от новых веяний европейской общественно-политической жизни.
Если в Германии консерватизм явился реакцией на эпоху Просвещения и Великую Французскую революцию, то в России побудительным мотивом для формирования консервативной мысли послужили преобразования Петра I. Как считает автор, первой акцией российского консерватизма можно считать выступление Карамзина против реформаторских проектов Сперанского. Тогда главная опасность виделась именно в искусственном привнесении революционной заразы из Европы на русскую почву путем необдуманных и поспешных правительственных реформ. Этот ведущий мотив российского консерватизма сохранялся на протяжении всего XIX века. Второе отличие германского и российского консерватизма состоит в том, что в Германии усилия консерваторов были направлены на то, чтобы доказать ошибочность развития либеральных тенденций общества и затормозить это развитие. Российский же консерватизм был изначально менее связан с европейской традицией, что делало его "не совсем консерватизмом" в историческом значении этого слова.
По мнению автора, в судьбе консерватизма России и Германии есть особенности, которые выделяют их из ряда других европейских стран того времени. Во-первых, в обеих странах консерватизм долгое время сохранял господствующее положение. Во-вторых, в отличие от своих английских и французских единомышленников германские и российские консерваторы на первых порах не были поставлены в жесткие временные рамки и имели возможность "творить" или бездействовать в условиях достаточно стабильной общественной обстановки. В-третьих, мировоззрение и немецких, и российских охранителей несло на себе отпечаток раздвоенности, которая, как считает автор, сообщала консервативному способу действия неустранимую неустойчивость: два ключевых звена охранительного мировоззрения - авторитет и традиция - постоянно вступали в противоречие друг с другом, лишая консервативное самосознание необходимой целостности.