Еще в начале года "НГ" предсказывала, что Госдума третьего созыва будет творить законы, постоянно оценивая их с точки зрения влияния на будущую избирательную кампанию. Прогноз оказался верным, однако депутаты, похоже, намерены идти еще дальше - в предвыборных целях они собираются использовать даже те законы, которые не совсем приветствуются избирателями.
На днях председатель думского бюджетного комитета Александр Жуков высказал мнение, что всю ответственность за последствия применения тех упрощенных схем налогообложения малого бизнеса, которые недавно одобрила Дума, будет нести правительство, поскольку депутаты согласились со всеми его предложениями. По словам Жукова, нужно было еще больше уменьшить ставки налога и, наоборот, увеличить размер оборота, чтобы как можно большему количеству предпринимателей стало выгодно вывести свой бизнес из тени. Однако думским большинством было принято политическое решение, поскольку кабинет министров жестко настаивал на своем варианте закона. Депутатам только и удалось немного снизить ставки налога, да чуть-чуть - с 10 до 15 миллионов рублей - увеличить объем оборота. Напомним, что еще месяца полтора назад думские центристы заявляли чуть ли не о своей победе над правительством. Почему же направленность комментариев теперь так резко меняется?
Дело, видимо, в том, что предпринимательская среда, несмотря на мощное пиар-сопровождение, не восприняла налоговую реформу как облегчение фискального бремени. Недовольство бизнеса ясно было выражено еще в ходе думского третьего чтения - с помощью главы ТПП Евгения Примакова. Он пытался пробить отдельные льготные поправки, но был, по сути дела, предан думскими центристами. Скорее всего Примаков покинул Думу в расстроенных чувствах, а потом довел свою негативную оценку до всех заинтересованных лиц.
Понятно, что весь шум, устроенный депутатами вокруг законопроектов о налогообложении малого бизнеса, во многом связан с предстоящими парламентскими выборами. Как известно, еще с 1999 года соответствующий закон запретил перечислять деньги в избирательные фонды кандидатов и партий тем компаниям, которые зарегистрированы менее, чем за год до дня голосования. Так было покончено с фирмами-однодневками, которые широко использовались для перевода средств в кампаниях 1993 и 1995 годов. Теперь жертвовать деньги должны настоящие юридические лица.
Для крупных фирм депутаты, по словам Александра Жукова, предусмотрели возможность уменьшать налогооблагаемую базу на ту сумму, которая выделена на выборные цели, определяя ее как обоснованные расходы. Однако крупные фирмы в достаточном количестве есть не во всех городах, да и не все они согласятся легализировать наличные, получаемые кандидатами от своих спонсоров. А это значит, что в предвыборных целях нужно прежде всего использовать предприятия малого и среднего бизнеса.
Существует множество схем, позволяющих превратить часть выделенных "незаконных" денег во вполне нормальное пожертвование. Самая простая выглядит так: организация получает наличные в таком объеме, которого хватает и для перечисления в избирательный фонд, и для "черной" компенсации за те налоги, которые она должна будет заплатить. Поэтому, когда депутаты требовали увеличить размер оборота гораздо выше 10 млн. рублей, а ставку налога, наоборот, существенно снизить, они имели в виду и эту предвыборную направленность нового налогового законодательства. Судя по всему, этот вопрос еще не закрыт, и не исключено, что осенью думцы опять попытаются сделать налогообложение малого бизнеса более льготным.